Ви є тут

Траурный марш: история и теория жанра

Автор: 
Наумов Александр Владимирович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
1000335040
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Том I
Глава 1. Вводная
Предыстория траурного марша в связи с философской танатологией
и теорией музыкальных жанров........................................3
Глава 2
Траурный марш в Западной Европе
от 1789 года до начала XX века.....................................39
Глава 3
Траурный марш в России от начала XIX века
до Второй мировой войны............................................93
Глава 4
Траурный марш в XX веке.......................................... 155
Заключение........................................................183
Приложение 1
К. Флорос. Из монографии
"Густав Малер"....................................................188
Приложение 2
Траурная музыка для духовых оркестров
в сборниках советского времени................................... 200
Приложение 3
Произведения в жанре траурного марша..............................204
Использованная литература ........................................218
Нотные примеры см. в тЛ
I глава Вводная
Предыстория траурного марша в связи с философской танатологией и теорией музыкальных жанров
Сознание собственной смертности обнимает весь комплекс мировоззрения человека, потому что именно оно ставит вопрос о смысле жизни. Философская проблема смерти связана с проблемами эсхатологического характера, восходящими к временам Ветхого Завета и по-разному решаемыми в религиозном и внерслигиозном сознании разных эпох и народов. Очевидно одно: во все времена учение о конечности личного существования корреспондировало с учением о конце вселенной, вбираясь и обобщаясь им с одной стороны и наполняя его живым чувственным началом - с другой.
На протяжении жизни человека смерть осознается и переживается по-разному, постепенно обрастая впечатлениями от зрелищ уходов из жизни окружающих - близких и неблизких. В какой-то мере смерть «обживается» в сознании, постепенно вырабатывая стойкое к себе отношение - от страха до нетерпеливого ожидания. Смерть неотвратима - вот самое надежное знание человека о самом себе. При этом смерть окружена тайной, порождающей многочисленные трактовки в разных религиях, в философии и искусстве. Несмотря на свою «вечность», проблема смерти и по сей день не имеет никакого пути решения. Как бы ни была убедительна концепция перехода от жизни к смерти, лишь редкая личность не теряет спокойствия, оказавшись на этой роковой для человека грани.
В истории философии момент смерти долгое время осмысливается как переход в «иную жизнь». Античность, Средневековье и Ренессанс размышляют в связи с этим лишь о формах существования «другой жизни», а
3
Другая задача - терминологическая. Возвращаясь к терминам семиотики, мы должны еще раз удостоверить синтаксическое родство (хотя и далеко не полное) траурного марша с мартами вообще и отметить сходство его семантики и прагматики с музыкой заупокойной мессы. Возможно, именно это сходство и вызвало к жизни упоминавшееся выше притяжение марша к реквиему. Проблема терминологии, связанная с названиями произведений в жанре, как раз и заключается в акцентировании одной или другой из семиотических черт рассматриваемого объекта. Собственно, терминологическое «сражение» разворачивается между двумя названиями: «Траурный марш» (Trauermarsch) и «Похоронный марш» (Marché funebre). Нетрудно заметить, что первое название акцентирует эмоциональную сторону происходящего (траур), в то время как второе более церемониально (похороны). Противопоставление немецкого и французского языков явственно отражает противостояние национальных характеров и связанного с ними отношения к «внешнему» и «внутреннему» в художественном произведении. Французский термин Marche funebre появился впервые на титульном листе сочинения Моцарта, рассматриваемого нами среди предтеч истинного траурного марша, в 1784 году и затем прочно закрепился во французской культуре, откуда проник и в Россию. Производными от него можно считать листовское «Funérailles» («Погребальное шествие») и сочинения под названием «траурный кортеж» («траурный поезд»). Название «Trauermarsch» принадлежит, видимо, Шуберту и является первым признаком тенденции сближения светской и духовной похоронной музыки. От данного термина прослеживается путь к сочинениям с названиями «смерть», «прощание», «оплакивание», «последний привет», «траур» и другим, не связанным терминологически с церемониалом и движением.
Настаивая на признании самостоятельности жанра, мы должны внести терминологическую ясность. В этой работе все произведения, относя-
28
щиеся впрямую к жанру маршевой музыки для внецерковного погребального обряда будут называться «траурный марш» или «марш». Сочинения в жанре марша, не относящиеся к заупокойному церемониалу, будут упоминаться только с указанием их жанровой подгруппы, например, «походный марш», «триумфальный марш». В тех случаях, когда черты траурного марша проявляются в произведениях, не имеющих прямого отношения к жанру, мы будем говорить о «траурности» или «маршевости» в зависимости от конкретного повода (это явление в целом именуется «проекцией жанра» и будет рассмотрено нами лишь в силу необходимости). Прочие определения и жанровые заголовки будут появляться на страницах работы лишь как названия конкретных сочинений и никакой терминологической нагрузки нести не могут.
Еще одна дополнительная задача - рассмотрение истоков жанра, не соотносящихся с иерархической системой содержания траурного марша в его обобщенном понимании. Устанавливая выше точную дату создания первого в истории траурного марша, мы имели в виду появление самостоятельной церемонии, неаналогичной церковному отпеванию по форме, но полностью заменяющей его с точки зрения гражданской власти, и музыки к ней. Именно музыку к гражданскому погребальному шествию мы называем траурным маршем. В католической и протестантской церкви аналогичного шествия вообще не существует, в русской церкви оно есть, но оба факта не имеют никакого значения, потому что траурная церемония времен Французской революции XVIII века отталкивалась от каких-либо церковных аналогов в самом прямом смысле слова.
В творческом наследии Моцарта имеется произведение под названием Marché funebre, датированное 1784 годом и подписанное «мастер контрапункта». Это небольшая трехчастная композиция для фортепиано
29