Ви є тут

Музыкально-хореографические формы в структуре обрядово-праздничного комплекса братчины : На материалах восточных районов Вологодской области

Автор: 
Парадовская Галина Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
272188
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
• Фактологическая база исследования...........................9
• Цели, задачи и истоды исследования.........................10
• Структура работы...........................................14
Глава 1. Особенности обрядово-праздничного комплекса
братчины.....................................................16
Раздел 1. Братчина в системе календарных обрядов и праздников... 16 Раздел 2. Обрядовое содержание процесса
приготовления пива...........................................22
Раздел 3. Структура и семантика праздничного застолья........32
Глава 2. Система художественных форм
в обрядово-праздничном комплексе братчины......................45
Раздел 1. Художественные формы в структуре обряда..............45
Раздел 2. Элементы и формы движения
в художественной системе братчины..............................52
Глава 3. Структурно-типологический анализ
музыкально-хореографических форм...............................70
Раздел 1. Нспссснныс жанры фольклора...........................70
Раздел 2. Песенно-хореографические жанры.......................99
Заключение..........................................................120
Приложения:
1. Нотные примеры...............................................122
2. Список использованной литературы.............................147
3. Список сокращений............................................158
3
Введение
Выделение музыкально-хореографических форм, составляющих важную чаегь обрядово-праздничного комплекса «братчины», в качестве предмета самостоятельного научного исследования вызвано требованиями системного изучения явлений народной традиционной культуры и опирается на сложившиеся в настоящее время научные подходы, методы и фактологическую базу фольклористики. Типологический анализ образцов фольклора, выявление структуры к семантики ритуалов, связанных с фиксацией в общественном сознании обстоятельств, отношений и форм реализации жизненно значимых целей, позволяют прояснить закономерности народной традиционной культуры, естественно-исторический смысл, особенности возникновения и эволюции художественных форм и языковых систем фольклора.
Народные традиции Русского Севера принадлежат к бесценным сокровищам национальной культуры, сохранившим практический и художественный опыт многих поколений и отразившим глубину исторической памяти народа.
Вологодская область и прилегающие к ней пограничные зоны, входившие в XIX в. в обширную Вологодскую губернию, в совокупности представляют собой территорию коренного проживания русского населения.’ Особые исторические условия, удобные климатические и природные факторы, относительная социально-экономическая стабильность способствовали естественно-эволюционному пути развития и кристаллизации специфических черт этнической культуры, выразившихся в типологически устойчивых формах. Социальное устройство северной деревни (общинное землевладение, мирское самоуправление и др.), а также весь уклад жизнедеятельности крестьянина в немалой степени повлияли на устойчивость и продуктивность традиций материальной и духовной культуры. Архаические элементы в структуре народных традиций Вологодчины
В диссертационной работе не стаился задачи выяснения комплекса вопросов, связанных с историей и характерам заселения края. В настоящее время данная проблема широко обсуждается в кругах специалиста различных научных направлений, историков, упкхрафов, лингвистов, диалектологов и фольклористов. Среди наиболее значимых исследований г этой области отмстим следующие Вигов М.В. Русский Север в этническом отношении // Историческая география России. М., 1970; Чистов К В Актуальные проблемы изучения традиционных обрядов русского Севера // Фольклор и этнография. Л.. 1974; Колесников П.А. Северная деревня в XV - первой половине XIX века. Вологда. 1976; Жарникова С.В. Архаичссхис мотивы ссзсро-русской орнаментики (к вопросу о возможных прас.тавянско-инлоиракских параллелях) Авгореф. дисс. ... канд. ист. М., 1988.
14
В определении типологии ритмических структур песен, связанных с движением, учитываются специальные наблюдения фольклористов (К. К. Квитки,
A. В. Рудневой,32 А. М. Мехнецова,33 В. И. Благова, А. А. Банина), а также основные теоретические положения музыковедческой науки (исследования
B. Н. Холодовой, М. Г. Харлапа, разработанная ими классификация типов ритмики в музыкальных произведениях различных эпох и направлений).5' Различные аспекты изучения истории и теории ритма представлены в трудах петербургской музыковедческой школы. Исследования Е. А. Ручьсвской отличаются многосторонним, комплексным подходом к изучению данной проблемы. Автор выходит на уровень философского осмысления понятий «движения» и «ритма» как «единства времени и пространства и как единства континуальности и дискретности», а также понятия «темпа» как явления, относящегося к сфере ритма и представляющего собой «скорость движения во времени и пространстве».35
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В работе последовательно раскрываются следующие проблемы: определение особенностей фольклорно-этнографического комплекса братчины как целостного явления (1 глава), определение места и функции фольклорных текстов н обряде (2 глава), выявление типологических признаков музыкально-хореографических форм, относящихся к различным песенным и непесенным жанрам фольклора (3 глава).
В первой главе рассматривается фольклорно-этнографический комплекс братчины, раскрываются особенности его бытования и народных традициях Вологодской области, анализируется связь обряда с системой представлений и ве-рований, дается последовательное описание обрядовых действий и фольклорных текстов в ритуалах приготовления пива (подготовительный период) и праздничного застолья.
Руднева А.В. Курские танки и кзрагоды. М.. 1975.
11 Мех не асе А М. Песни русских старожилов Западной Сибири. М., 2001.
” Сошлемся ка следующие работы упомянутых автора»: Харлал М. Народно-русская музыкальная система и проблемы происхождения музыки // Ранние формы искусства. М.. 1972; Харлап М. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.. 1986; Холопова В.Н. Вопроси ритма в музыке русских хелмзазиторо» первой половины XX века. М , 1971; Холопова В.Н. Русская музыкальная оитмика. М, 1983 и др.
35 Ручьевсхая Е. Движение и ритм I/ Риги и форма. СПб., 2002. С. 6.
!5
Во второй главе характеризуется система художественных форм братчины как сложно организованного фольклорно-этнографического комплекса, раскрываются взаимосвязи обрядовых действий и фольклорных текстов; рассматриваются различные виды хореографии, связанные с ритуалами приготовления пива, праздничного застолья, ряженья. Особое внимание уделено выявлению разновидностей пляски как особой формы ритуального поведения. Анализируется комплекс средств выразительности - графика движения, особенности плясового шага, пластика, в совокупности составляющие целостный хореографический текст.
В третьей главе исследуются вопросы, относящиеся к типологическому изучению и жанровой классификации музыкально-поэтических форм, связанных с хореографическим движением и образующих основу художественной системы братчины. С учетом характера взаимосвязей словесного и интонационного рядов, выделяются две группы фольклорных текстов: вербальноинтонационные формы, опирающиеся на нспссснный тип интонирования, и собственно песенные формы; проводится последовательный структурный и стилистический анализ этих образцов, выявляется их типологическое родство.
В Заключении приводятся основные результаты исследования. Подтверждается единство фольклорного и ритуального компонентов в выражении общей смысловой линии празднично-обрядовою комплекса братчины. Обозначаются перспективы дальнейшего историко-типологического изучения народных традиций региона.
Приложения содержат: нотные примеры, список используемой литературы и список сокращений.