Содержание
Введение................................................................... 4
Часть I.
Гимнографии Пещного'действа в рукописных источниках........................ 11
ГЛАВА 1. Знаменные рукописи, содержащие росные стихи...................... 11
1. Особенности цикла росных стихов..................................... 14
Количество стихов и состав цикла....................................... 15
Самоназвание и местоположение стихов в рукописях....................... 18
Особенности первого стиха “На иоле молебеие...”........................ 19
2. Музыкально-семиографический анализ росных стихов................... 23
Музыкалыю-ссмиографический анализ разновидностей первого стиха “На ноле
молебенс...”............................................................ 23
Музыкально-семиографический анализ основных стихов силлабо-
мелизмтической структуры (2-9).......................................... 27
Музыкально-семиографический анализ дополнительных стихов (За, 8а, 9 а,б, и
В)...................................................................... 33
Музыкально-семиографический анализ десятого стиха “Халдсискыме
пламенеме...”........................................................... 35
ГЛАВА 2. Рукописи, содержащие демественные песнопения Пещного действа........................................................... 43
1. Обзор рукописей демественной части Пещного действа................... 43
2. Музыкально-семиографический анализ рукописей основной части Пещного действа..................................................... 49
Часть II.
Методы реконструкции Пещного действа....................................... 57
ГЛАВА 3. Воссоздание чинопоследования Пещного действа
60
ГЛАВА 4. Принципы реконструкции росных стихов.......................... 95
1 .Реконструкция мелизматического напева (стих “На поле молебене...”).............................................. 97
2. Реконструкция силлабо-мелизматического напева (основные
стихи 2-9)...................................................... 104
3. Реконструкция беспометных стихов (дополнительные стихи) 111
4. Гипотетичсская реконструкция (стих “Халдеискымс пламенеме...”)............................................ 113
ГЛАВА 5. Принципы реконструкции демественных песнопений Пещного действа....................................................... 116
1. Редактирование нотолинейной рукописи......................... 116
2.Реконструкция на основе сопоставления нотолинейного и демественных списков...................................... 141
3.Реконструкция демественных фрагментов, не имеющих нотолинейного аналога........................................' 149
Заключение............................................................ 164
Список источников..................................................... 168
Литература.....................................................*...... 170
Приложения: 183
Приложение 1. Пещное действо. Исторический обзор.................... 183
Приложение 2. Композиционные принципы ПД и произведение
А.Д.Кастальского...................................................... 189
Приложение 3. Гимнография Пещного действа (реконструкция)........... 195
Росники болшие.................................................. 196
Демественные песнопения......................................... 13О
Приложение 4. Книга пророка Даниила. Глава 3 (Библия изд. Франциска 341 Скорины. Прага, 1519 ТОКМ ОФ 5059 лл. 10-15 об).....................
Пример 9:
32
ГЫ/Ы /х) <• I' г. N яи ^ :
ЬГ/<}рх1т( И КС\ '£<: НО со л^у
С^и.'^^асС51) ^ 1 * ^ ^ ^
И ло\/ К<Х -31(5 <10 СО /МО<и
ГМ/М (ттг) I I Г о.- \
ГГ? ^
и 1 -Л-* Ц ЛОУ Кс\ — '££ НО — ,Ыо1/
Г1Д/М Гт') ^ ^44 и кох^е ГМ/М
Нуд 60 и гло' го АЮ €чар* Л.ОЧ
РНБ" (Ж) ^/Г ' +ГИ/М б’иар-х-Яо*}
СолПУю^ и глеи, го лю кролде МДА^СЫ^
^$£> ^^ *мм*е*>ю
На словах девятого стиха «отроцы явишася» на разных этапах возможны качалки и кулизма. Преобладающее количество ранних рукописей содержит попевку качалки (ТСЛ410, 412, 416; ИВМ, Чуд., КБ 681/938, Соф.). Кулизма встречается только в четырёх рукописях первого этапа (Епарх. 171 и 207, Усп., ТСЛ417). В списках второго этапа преобладает кулизма (8 списков), но в трёх содержится попевка качалки - СП970, КБ 652/909 и МДА. Первые две рукописи занимают пограничное положение между первым и вторым этапами, а список МДА опять обнаруживает сходство с композиционными решениями третьего этапа. Во всех рукописях третьего этана находится попевка качалки. Как мы видим, в ранних рукописях наиболее часто встречаются качалки, хотя возможна и кулизма, в среднем чаще предпочтение отдаётся кулизме, а поздний вариант характеризуется возвращением к качалкам. При этом опять проявляется переходный характер рукописей СП970, КБ 652/909 и МДА.
33
На слове «служении» девятого стиха на разных этапах также происходит замена попсвок. В первом этапе это площадка. В Соф., а также СП970 попевка одновременно содержит намёки и на мережу и на площадку (пример 10). Во втором этапе попевка без названия, однако в рукописи РНБ 652/909 находится площадка (опять близость первому этапу), в МДА как основной вариант выписана мережа (близость поздним рукописям) но сверху как вариант дана площадка. В третьем этапе - мережа. Рукописи КБ 652/909 и МДА опять предлагают графические решения, соответственно, первого и третьего этапов.
Пример 10:
^ \-= Сжн/-*<3 ц
р мб Ссхр. | гч
9 стих
На протяжении существования росников происходила редакция напева, касающаяся отдельных попевок, лиц и фит. Изменение композиции находится во взаимосвязи со сменой этапов развития цикла. При этом в списках третьего этапа заметна архаизирующая тенденция - обращение к вариантам первого. В таблице отражены изменения, происходившие в композиции росных стихов.
М» стиха текст попевкн
1 этап 2 этап 3 этап
2 И Д&ШНОИИу кулизма поворотка (КБ652/909, СП970 МДА - кулизма) кулизма
3 Н 1М4Г0ЛИЦ1Д стрелностатийно мережа стрелностатийно
- Київ+380960830922