Ви є тут

Традиционная музыка калмыков в контексте культур Центральной Азии

Автор: 
Бадмаева Герля Юрьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
200
Артикул:
1000335141
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЗВУКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИХ ОТРАЖЕНИЙ В МУЗЫКЕ КАЛМЫКОВ И НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
§1. Звуковые представления как отражение кочевой культуры...22
§2. Звук в религиозных традициях (буддийский звуковой космос, магиче-
ски-охранительная, магически-ритуальиая функции).......... 29
§3. Звуковые образы инструментов............................45
Глава 2. МУЗЫКАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЛМЫКОВ И НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
§1. Конфессиональные представления..........................58
§2. Буддийские храмы........................................64
§3. Буддийская служба.......................................69
ГЛАВА 3. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В КУЛЬТУРЕ КАЛМЫКОВ И НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
§1. Символика музыкальных инструментов......................79
§2. Морфология музыкальных инструментов (идиофоны, мембранофоны, хордофоны, аэрофоны)...............*........................90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................132
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................137
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Краткий словарь специальных калмыцких музыкальных
терминов...................................................162
Приложение 2. Список информантов...........................167
Приложение 3. Сведения о священнослужителях-музыкантах в калмыцких
буддийских храмах..........................................169
Приложение 4. Сведения о калмыцких музыкальных инструментах в различных музеях..............................................175
Приложение 5. Легенда о ятхе...............................177
Приложение 6. Тексты калмыцких народных песен с упоминанием музыкальных инструментов...................................... 179
Приложение 7. Нотные образцы...............................187
Приложение 8. Небольшая хрестоматия калмыцкой инструментальной музыки.......................................................195
ВВЕДЕНИЕ
3
Необычную судьбу калмыков1 - единственного азиатского народа, проживающего в Европе, - отмечал Н.Рерих: «Народность рассеянна самым непонятным образом. В Китайском Синьцзяне олеты занимают Иллийский край, торгоуты - Карашар, хошуты - Джунгарию, ойраты - в Монголии, дам-соки - в Тибете. Также калмыцкие улусы рассыпаны по Кавказу, Алтаю, Семиречью, Астрахани, по Дону, около Оренбурга» (233, 180). Дополнением и подтверждением этой мысли, высказанной в 20-е годы XX века, служит последующая миграция части народа в Европу и в Америку2. Действительно, судьба калмыков, предки которых происходили из наиболее крупных и влиятельных племен западных монголов (торгутов, хошутов, дербетов, ойратов), удивительна3. Будучи выходцами из глубин Центральной Азии, они в конце XVI - начале XVII веков переселились в Восточную Европу, найдя свою новую родину в степном пространстве между Доном, Волгой и Северным Кавказом4. По этой причине их музыка, отразившая исторические перипетии и игравшая значительную роль в различных сторонах жизни народа (в быту, в религиозных традициях, в военных сражениях), привлекает внимание возможностью рассмотреть явления «трансплантации культур» (Д. Лихачев -167,44) и их модификации5.
Актуальность исследования музыки калмыков обусловлена рядом факторов.
Этноним калмык, хальмг, по-видимому, происходит от тюркского термина (буквально «остаток», «отделившийся»), есть и другие версии (196,216).
: В США проживает около двух тысяч калмыков, во Франции - около тысячи, несколько семей - в Швейцарии, Германии и в других странах (196,216).
’ Сходные черты прослеживаются в истории венгров. Венгерские племена полукочевников-скотоводов, родиной которых современные исследователи считают область к востоку от Урала, в первом тысячелетии до н.э. переселились предположительно в бассейн Камы, затем в причерноморские и приазовские степи. В 895-96 гг. перешли Карпаты и заняли земли в бассейне Среднего Дуная. Произошел переход к оседлому образу жизни, к земледелию. В начале XI в. возникло венгерское государство, тогда же было принято католичество (196, 122).
* Первое упоминание о калмыках в русских официальных документах относится к 30 мая 1754 г. (246, 54), а с конца XVIII в. этим этнонимом стали именовать себя и сами предки Калмыков.
5 Под модификацией мы понимаем комплекс изменений, произошедших в калмыцкой культуре по причине различных факторов: географических, исторических, психологических, которые отличают ее от культур Центральной Азии.
19
цовского о музыкальных инструментах и инструментальной музыке как источниках по изучению генезиса, истории и специфики музыки (113); метод компьютерного исследования звука А. Харуто (274). Материалами для написания работы послужили не только ранее отмеченные источники, но и архивные документы из фондов Национального архива Республики Калмыкия (4, 57, 148-151, 172, 173, 208, 210, 245), архива Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (37, 95), архива Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения РАН (43, 56, 211-214), секции рукописей Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге (180) и полевые наблюдения автора - аудио-, видеозаписи, фотосъемки исполнения калмыцких версий буддийских молитв поста, службы в Элистинском буддийском храме, беседы с носителями калмыцкой музыкальной традиции.
Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения. В первой главе рассматриваются звуковые представления калмыков и народов Центральной Азии. Во второй главе приводится контекстный анализ музыкально-религиозных традиций калмыков, монголов, бурят, тувинцев, тибетцев, казахов, кыргызов, в плане взаимодействия древних верований, ассимилированных шаманизмом, и мировых религий, сопоставления буддийских храмов и службы. В Заключение работы обобщаются результаты исследования и намечаются дальнейшие научные перспективы.
В Библиографии приводится литература по традиционной музыке, истории, филологии, этнографии, религиоведению калмыков и народов Центральной Азии, а также произведения их устного народного творчества и художественная литература.
Приложение включает Краткий словарь специальных калмыцких музыкальных терминов, Список информантов, Сведения о священнослужите-лях-музыкантах в калмыцких буддийских храмах, Сведения о калмыцких музыкальных инструментах в различных музеях, Легенду о ятхе, Тексты калмыцких народных песен с упоминанием музыкальных инструментов, Нотные
20
образцы, Небольшую хрестоматию калмыцкой инструментальной музыки с комментариями.
Автор выражает глубокую благодарность М. А. Сапонову - доктору искусствоведения, профессору, зав. кафедрой истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, P.A. Насонову - кандидату искусствоведения, за рецензирование работы и всей кафедре истории зарубежной музыки за высказанные замечания и пожелания; A.B. Харуто - кандидату технических наук, зав. Вычислительным центром Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, за выполненный им компьютерный анализ звуковысотности ряда инструментов буддийского культа; Е.И. Кычанову - доктору исторических наук, директору Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, 17. А. Коженбаевой - директору Национального архива Республики Калмыкия, В.Ш. Санджие-вой - зав. архивом Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, Т.Ф. Васильевой, зав. фондами Калмыцкого краеведческого музея им. H.H. Пальмова, за предоставленную возможность работы с архивными документами; Саижи-ламе за любезное разрешение аудио-, видеозаписи и фотосъемок в Элистинском буддийском храме; исполнителям на домбре - заслуженному деятелю искусств Республики Калмыкия Б.Б. Манджураковой и народному артисту Республики Калмыкия Б.Э. Очаеву, Т. Б. Бадмаевой, кандидату искусствоведения, С.Г. Батыревой, кандидату искусствоведения, В.К. Шив-ляновой, кандидату искусствоведения, Т. Г. Борджановой, кандидату филологических наук, Д.Б. Ггдеевой, кандидату филологических наук, Б. Б. Манд-жиковой, кандидату филологических наук, H.H. Убушаеву, кандидату филологических наук, Э.П. Бакаевой, кандидату исторических наук, преподавателям отделения калмыцких народных инструментов Элистинского училища искусств им. П.О. Чонкушова С.В. Анджаевой, ЭЛ. Дорджиеву во главе с зав. отделением Л.Т. Дохаевой, Л-Г.М. Цоргаеву, Т.А/7. Китаевой, Б.П. Амбе-ковой за ценные консультации, а также исполнителям калмыцких версий