Ви є тут

Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы

Автор: 
Быкова Ольга Павловна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
378
Артикул:
1000338616
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..........................................................3
Часть I
Глава 1. История формирования цикла песнопений службы Пятидесятницы
(по русским рукописным источникам XI 1-ХVIII в.).....................8
Глава 2. Содержание службы Пятидесятницы............................49
Глава 3. Поэтика песнопений службы 1(ятилесятницы..................87
§ 1. «Пятдесятницу п раз дну им и Духа пришествие».............91
§ 2. «Егда Дух сниде Святый во огненных языцех»...............110
§ 3. «Троицу единосущную песнословим».........................130
Приложение 1. (к Главе 1)..........................................146
Приложение 2. (к Главе 2)..........................................168
Приложение 3. (к § 3 Главы 3)......................................171
Часть И
П редисловие.......................................................175
Стихиры службы Пятидесятницы по списку РГБ, Ф 304, № 450
(факсимильное воспроизведение) I ..................................179
Сборник песнопений службы Пятидесятницы^-* ... •
второй половины ХУИ-ХУШ в..........................................199
Примечания.........................................................313
Комментарии........................................................336
Указатель..........................................................345
Заключение.........................................................349
Список рукописных и старопечатных источников.......................355
Список литеразуры..................................................361
Введение
Древнерусское певческое искусство находится в поле пристального внимания уче-ных-медиевистов на протяжении последних 150 лет. В трудах исследователей второй половины ХГХ - начала XX в. выделяются такие важные задачи как изучение истории и теории древнерусского церковного пения, рассмотрение «технического» строения богослужебных песнопений, палеографический анализ и дешифровка нотации, источниковедение памятников древнерусского певческого искусства1. Эти и другие насущные вопросы музыкальной медиевистики получили развитие и уточнение в рабстах выдающихся исследователей древнерусского певческою искусства М. В. Бражникова2 и Н. Д. Успенского3.
Наряду с данными весьма важными вопросами, исследователями были намечены пути, связанные с изучением художественного своеобразия и самобытности песнопений знаменного роспева. Так, С. В. Смоленский в работе «О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии» отметил важность изучения художественного содержания и форм художественного мышления в древнерусских песнопениях [208, с. 15].
Проблемы источниковедческого, текстологического, палеографического анализа памятников древнерусского церковного пения остаются актуальными и по ссй день. Вместе с тем, в последние десятилетия в отечественной музыкальной медиевистике отмечается значительный интерес к изучению образно-смысловою содержания песнопений, к выявлению художественных приемов организации музыкально-поэтических текстов. Эта тенденция заметна в исследованиях, посвященных как отдельным песнопениям, гак и циклам песнопений той или иной службы.
Приведем в качестве примера работу Н. В. Рамазановой «Музыкальная драмату ргия древнерусского певческого цикла (на примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину
1 См.: Разумовский Д. В. Церковное пенис в России: Опыт историко-технического изложения [185], Вознесенский И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви [36]; Метаплов В. М. Азбука крюкового пения: Опьп систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева периода киноварных помет [142], Он же Очерк истории православного церковного пения в России [144]; Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях [209]; Преображенский А. В. Культовая музыка в России [182].
2 См. работы М В Бражникова «Древнерусская теория музыки» [19], «Статьи о древнерусской музыке» [21], «Лица и фиты знаменного роспева» [20].
3 Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство [228].
I \ V 1-І' Т- aï
Ду-ха Тво-с-го Сня-та-а-ro,
)•' " ої'^гг'^"^ Ду-ха Гво-С-го Свя-іа-а-іо
Г tz-" У )• І'
Ду-ха Тво-с-го Свя-та-а-го
&
\ {#) ( X .
; І-/- i^V І' V ?- и Ь V ) * *
не чьть-и-ми о-ть tta-ct». мо - яи-чі» ся Чло- вс-ко-лкь бь-че
*/ fc-U І І'« /*-£■ -7 К ?•* ) : ^гс> <\ ^
ие-о-гь-и-ми о-тъна-съ моклим Ги ся Че -ло-вв-ко-лю- бе-че.
і' 9- —) ;<? І ss ■—^ [>- і 9 is J- 9.‘: ] Z с/ Л 4
НС -О-ТО-И-МИ О-ТО ІШ-СО МО -'лим Ти ся Чс -ло-во-ко-лю- бс-чс
I'' /- z""?: ): Г- ог"Т/- I' - ) ***** 9: ^ ^ 9-і ) U ï\ Ï
Ду-xa Тво-е-го Свя-та-а-го не-о-то-и-ми о-гопа-со моклим Ти сйЧс-ло-веї-ко-лю-бс-чс.
к 9- Л-А /'ї9; )• ^о’Г'-Т 9- і*: ^ 9 о- \ ) I
Ду
Ду-ха 1 во-е-го Свя-та-го
п
ІйЧ. VI-Ь Ал?-*")■■ п'1 Ггй І
Ду-ха Тво-е-го Сня-іа-го
не-от-и-ми от нась моклим Ти сй Че-ло-вб-ко-лю— бче
Введение новых стилей монодического пения в службу Пятидесятницы
В последней трети XVI в., наряду со знаменными рукописями, появляются источники, в которых песнопения службы Пятидесятницы предстают в путевом роспеве, зафиксированным путевой нотацией. Каждый из списков отличается по составу песнопений, но, в целом, в рамках путевого роспсва могли исполняться двадцать самогласных стихир праздника, а также величание и задостойник53.
Анализ источников показывает, что отдельные стихиры путевого роспсва переписывались из путевых в знаменные рукописи. Это — славники «Языцы иногда размесиша-ся», «Приидите людие» и «Царю небесный»". Отметим, что списки стихир службы Пятидесятницы путевого роспсва выявлены только в рукописях, созданных до середины XVII в.
Величание и задостойник путевого роспева, напротив, укоренились в составе певческого цикла. Они фиксировались в разделе службы Пятидесятницы Триодного и Праздничного стихирарей как безлинейной (путевой, а затем — знаменной пометной), двозна-менной, так и пятилинейной нотациями215. Таким образом, путевой роспев, войдя в службу в последней трети XVI в., продолжал звучать и на протяжении XVП- XVIII в.
Отдельного рассмотрения заслуживают песнопения Утрени. Седальны и светильны службы Пятидесятницы появляются в составе Триодного и Праздничного стихирарей в XVII в. Но, в отличие от величания, задостойника, причастного стиха, фиксация которых именно в разделе службы Пятидесятницы была более распространенной, музыкальнопоэтические формы Утрени представлены лишь в отдельных источниках2'6.
53 Приведем в пример следующие рукописи путевого роспсва: РНБ, Кир.-Бел. 660/917 (последняя треть XVI в.) содержа 20 самогласных стихир праздника, величание и задосюйник, Кир.-Бел. 618/875 (70-80- е гг. XVI в.) и РГБ, Ф 304, Jfe 428 — по 19 самогласных стихир (нет славника «Егда Духа Твоего»); Кир.-Бел. 684/941 (1 четверть XVII в.) — содержит стихиры 1, 2 гласов и славники «Приидите людис», «Языцы иногда», «Царю небесный», а также прокимен великий «Кто Бог велии» и прокимен «Бог наш на нсбеси», Кир.-Бел. 623/880 («Книжица певчая путная Варфоломеева», 1 пол XVII в.) — стихиры 1 и 2 гласов и славники «Приидите людие», «Егда Духа Твоего», «Язмцы иногда» и «Царю небесный».
54 Первый славник значится в рукописи РНБ, Кир.-Бел 667/924, второй — в Кир.-Бел. 671/928, третий — в Кир.-Бел. 667/924, 671/928, 622/879, 617/874.
55 Величание и задостойник путевого роспсва в знаменной нотации: РНБ, Соф 484, Кир.-Бел. 622/879, Кир -Бел 670/927; в нотолинейных рукописях: РНБ, Солов 691/797, Солов. 56/1422, Погод. 411;РГБ, Ф. 379, .N2 102; в двознаменнике РНБ, Кир -Бел. 797/1054.
56 См., например: РНБ, Кир.-Бел. 586/843 (светильны), Кир.-Бел. 670/927 (седальны и светильны), Кир.-Бел. 798/1055 (светильны).
37