Ви є тут

Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве русских композиторов XIX - начала XX века

Автор: 
Лобзакова Елена Эдуардовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172655
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................4
ГЛАВА 1. Специфика соотношения светского и религиозного
в музыкальном произведении: постановка проблемы,
аспекты изучения...................................................16
1.1. Светская и религиозная традиции в русской музыке XIX -
начала XX века....................................................16
1.2. Взаимодействие светской и религиозной традиций
как авторская стилевая идея........................................28
1.3. Два методологических подхода к интерпретации взаимодействия традиций в музыкальном произведении.................39
ГЛАВА 2. Теоретико-методологическое обоснование анализа взаимодействия светской и религиозной традиций средствами сакрального символа............................................... 44
2.1. Феномен символа и его осмысление в русской культуре...........45
2.2. Символ как методологическое основание интерпретации музыкального произведения, синтезирующего религиозную
и светскую традиции............................................. 57
ГЛАВА 3. Диалог традиций в творчестве М. И. Глинки:
опыты «перспективной ретроспекции»................................ 69
3.1. «Херувимская»: каноническая модель в условиях
авторского стиля...................................................70
3.2. Адаптация религиозной традиции как постоянно
действующий фактор светских произведений Глинки................... 78
ГЛАВА 4. Взаимодействие традиций как источник концепции в творчестве Н. А. Римского-Корсакова..........................87
4.1. «Воскресная увертюра на темы из Обихода»: опыт
воплощения религиозного содержания в симфоническом жанре.....88
4.2. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»:
опера в контексте поэтики православной литургии.............100
ГЛАВА 5. Интегрирующие свойства религиозной традиции в поэтике сочинений С. В. Рахманинова...................... 112
5.1. Духовные сочинения Рахманинова как символический текст.113
5.2. Поэтико-стилистические особенности светских произведений Рахманинова в контексте отечественной духовно-музыкальной традиции............................... 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 126
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................ 129
ПРИЛОЖЕНИЕ................................................ 150
16
ГЛАВА 1. Специфика соотношения светского и религиозного в музыкальном произведении: постановка проблемы, аспекты изучения
1.1. Светская и религиозная традиции в русской музыке XIX - начала XX века
Феномены религиозного и светского являются теоретической проблемой, традиционно изучаемой искусствознанием, религиоведением, философией и культурологией. Их сопряженность обсуждается, как правило, в плане сущности, значения, эволюционных изменений, динамики и взаимосвязи этих двух явлений и сфер общественной жизни. В рамках феноменологии культуры соотношение религиозное - светское рассматривается как целостная система, порождающая цепь оппозиций - сакрально-го/профанного, вневременного/временного, горнего/дольнего, чудесного/реального и других, являющихся ценностными ориентирами бытия человека.
Колоссальность и необъятность поля проблемы вынуждает 01рани-чить предмет рассмотрения. В данном диссертационном исследовании соотношение «религиозное - светское» интерпретируется в аспекте ценностно значимой категории духовной традиции. Широкий диапазон использования данного термина требует его уточнения в контексте темы исследования. Традиция понимается нами как универсальная стабилизирующая категория со своими механизмами самоорганизации и сохранения, служащими для передачи социокультурного опыта людей в определенных сте-рсотипизированных формах. Коммуникативная и трансляционная функции традиции удачно отражены в следующем определении: «Традиция есть некое связующее звено между культурным наследием и творчеством, осуществляющие не только преемственность культур, но и их диалог» [123, 56].
17
В определенном контексте термины культура и традиция обнаруживают свою синонимичность, с той разницей, что первый обозначает сам феномен, а второй - механизм его формирования, функционирования и трансляции.
Анализируя это понятие, некоторые исследователи подчеркивают его связь, прежде всего, с духовными ценностями той национальной культуры, в которой они функционируют: «традиции прямо обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями» (курсив мой - Е. Л.) [162, //]. Этот тезис выводит к пониманию духовной традиции как опыта устремления и восхождения к идеальным сущностям, который может осуществляться как в религиозной, так и в светской культурной практиках.
Что такое религиозная традиция? Очевидно, что это все те представления и нормы, выраженные в символе, которые непосредственно связаны с религиозной практикой той или иной конфессии. Философ С. Хо-ружий полагает, что она включает массу сторон - от передачи именно духовного опыта до культовой социологической стороны, транслирующей стереотипы религиозного поведения [191]. В отечественной культуре религиозная традиция отождествляется с ценностями православия, являющегося культурообразующим фактором и базовым компонентом русской духовности.
Светская традиция, исторически «отпочковавшись» от культурных систем религиозного характера, когда «искусством» имели право именоваться исключительно сакральные формы художественной практики и, оформившись в самостоятельный культурный космос, на протяжении последних трех столетий играет доминирующую роль. Характеризуясь десакрализацией и рационализацией, светская традиция во многом противо-