ОГАЮЯЕЭМЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ПАСТОРАЛЬНОГО ЖАНРА В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ ЭПОХИ «РЕФЛЕКТИВНОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА»
Глава 1. Ранний период европейской пасторали 37
1.1. Начала пасторали
- Истоки пасторальной образности 37
- Имя жанра 41
- О происхождении, статусе и основных жанровых параметрах античной буколики; роль музыкального компонента 45
1.2. От Средневековья к Новому времени
- Особенности средневекового этапа в истории жанра пасторали 55
- Теоретические представления о пасторали 63
Глава 2. Основные направления в развитии пасторального жанра в искусстве Нового времени и формирование музыкальной пасторали
2.1. От литературно-поэтической к театрально-драматической пасторали 76
2.2. Камерно-вокальное направление пасторали 96
2.3. Театрально-музыкальное направление пасторали 126
Глава 3. Теория пасторали в ХЛЧ-ХУШ вв. и отражение музыкой новых тенденций в развитии жанра на исходе эпохи «рефлективного традиционализма»
3.1. Проблема статуса пасторали в теории и художественной практике Нового времени; тенденция «натурализации» жанра 162
3.2. Формирование направления пасторальной георгики и его отражение в музыкальном искусстве 181
ЧАСТЫЕ РАННИЕ ФОРМЫ ПАСТОРАЛЬНОГО ЖАНРА В ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ И ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МОДУСА ПАСТОРАЛЫЮСТИ
Глава 1. Жанр пастурсли в контексте музыкально-поэтического творчества трубадуров и труверов
1.1. Рождение пастурсли из духа средневековой куртуазии 199
1.2. Отражение проблем жанрового генезиса и статуса пасгурели в средневековых поэтиках и позднейшем европейском музыкознании 221
1.3. Пастурсль и вопросы формирования музыкального модуса пасторальности (на примере творчества труверов) 232
V
Глава 2. Рождественская церковная пастораль
2.1. Отражение рождсственско-пасторальной тематики в музыкально-литургических жанрах 250
2.2. Литургическая драма и сюжетно-тематические детерминанты становления музыкального модуса пасторальности
(на примере “ОГйсшт Ра$к)гит” из Руанской рукописи) 269
2.3 Обзор основных жанровых направлений дальнейшего
развития рождсственско-пасторальной темы в европейской музыке 298
ЧАСТЬ III. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОДУС ПАСТОРАЛЬНОСТИ
Глава 1. Музыкальный модус пасторальности и его тоника
1.1. Топика пасторали как предмет жанрового исследования (проблема статуса жанра)
1.2. Музыкальная топика в немузыкальных формах пасторали
1.3. Топика пасторальности в музыкальном искусстве
- Виды пасторальных топосов
- Жанровая топика музыкального модуса пасторальности
- Топика пасторальной пейзажности
Глава 2. Отображение жанрово-стилевых моделей музыкального модуса пасторальности в творчестве композиторов второй половины XIX - XX веков
2.1. Типы жанрово-стилевых моделей пасторальности 353
2.2. О роли пасторальных моделей в «Пиковой даме» П.И. Чайковского 366
2.3. Пасторальные маски музыкального «модерна»
(на примере фортепианного творчества В.И. Ребикова) 375
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 387
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 394
ПРИЛОЖЕНИЕ
Нотные примеры 424
Иллюстрации 449
3
315
316 321
332
337
343
крибировался: к соответствующим стихам Вергилия и его последователей Кальпурния (I в.) и Нсмесиапа (III в.) применялись также выражения “carmcn bucolicum” или просто “bucolica” (помимо того - используемое ещё греками “роста bucolicum”). Вся эта терминология переходит в Средневековье, так что слова “буколический “и “пасторатыіьпТ применительно к вид}' поэзии существуют как синонимы. Например, у Исидора Севильского (ок. 570-636) в «Этимологии» можно прочитать: «буколическая, то есть пастушеская [pastorale], поэзия»11.
Помимо этих двух терминов тоже со времён Античности за областью пасторали закреплюсь ещё два: эклога и идиллия. Греческое слово cklogë (= отбор, выборка; в лат. варианте ccloga) первоначально в отношении литературы не было связано с определенным содержанием и означало просто собрание “избранных” мест или отдельное (“избранное”) стихотворение небольшого масштаба (эти значения фиксирует Марк Теренций Варрон, 116-27 г. до и. э.). Однако после того как Вергилий назвал своё собрание буколик “эклогами”, этот термин закрепился преимущественно за пасторальными поэтическими произведениями.
Слово “идиллия” (лат. idyllium) также греческого происхождения: cidÿllion (ум. от cïdos = вид, образ) буквально означает “карлшка”, “небольшое изображение”. По отношению к литературному тексту это слово впервые стало употребляться в I в. до н. э. - в схолиях к Феокриту. То есть как литературный термин, “идиллия” па два века моложе термина “буколика”. Причём это понятие было отнесено ко всем стихотворениям Феокрита, среди которых, помимо буколик, есть мимы, энкомии (похвальные песни), эпиллии (малые эпосы), послания и другие жанры. Впоследствии словом “идиллия” (cidÿllion) охотно пользовались византийские схоласты при толковании отдельных мест из сочинений Феокрита. Таким образом, это слово, не обладая первоначально определённым жанровым смыслом, обрело его в процессе функционирования в литературе и затем вполне устойчиво вошло в круг пасторальной лексики.
Терминология позднеантичных и раннесредневсковых схолий и сегодня даёт о себе знать: в современных изданиях, как правило, буколики Феокрита 'традиционно называются “идиллиями”, а Вергилия - “эклогами”. Однако в жанрово-терминологическом смысле значение слов “идиллия” и “эклога”, как можно замеліть, само по себе менее определённо, чем “буколика” и “пастораль”, поскольку отражает лишь некоторые формальные характеристики, тогда как последние два слова определяют жанр по одному из основных признаков - тематическому12.
11 Ц)гг. по: 234, с. 100. Речь идбт о западноевропсПском Средневековье. Чго касается Византии, то еб филология сохраняла греческие термины, чаше всего - обозначение «буколическая поэма [jroîqpa роикоХікб;]», которое несколько раз встречается, например, в птантннском толковом словаре греческого языка «Суда» (ок. X в.).
12 Помилю названных, в области новоевропейской пасторали используются также некоторые обозначения на национальных языках, происходящие от лат. rusticus (■ сельский, деревенский с оттенком “грубоватый”), по почти никогда - от paganus (то же значение, но с оттенком “языческий, нечестивый”).
44
На протяжении последовавших веков наблюдаются тенденции и синоипмизацин терминов, и их дифференциации. Так, теоретиками XVI-XVII ив. было предложено достаточно условное разделение эклоги, как предполагающей диалог и действие, и идиллии, характеризующейся лиризмом и статикой. Но всё же более широкое распространение получили термины “пастораль” и “буколика”, а с развитием поэзии и поэтики на новоевропейских языках - термин “пастораль”, что связано, с одной стороны, с авторитетом Вергилия, а с другой, - с христианской коннотацией слова “пастырский” (pastorale): формируясь на основе греко-римского литературного жанра, новоевропейская пастораль вбирала п себя и библейские пастушеские мотивы. В современном искусствоведении термины “буколика” и “пастораль” употребляются как в более широком смысле, при котором они синоним нзкруются, но также и в более узком, при котором первый соотносится с Античностью, а под вторым, как уже упоминалось, подразумевается прежде всего литературно-театральная пастораль XVI-XVII веков.
О происхождении, статусе и основных жанровых параметрах античной буколики;
роль музыкального компонента
Ещё в период Античности возникла дискуссия о том, создал жанр буколики Феокритом или был им лишь подхвачен от предшественников. К этому вопросу позднее присоединился другой: насколько по содержанию и формам поэзия Феокрита близка фольклору (вопрос ло-пршын, уччгтывая тематику и круг основных персонажей буколик). Эти вопросы традиционно поднимает М.Е. Грабарь-Пассск; их обсуждает, опираясь на труд Т. Розенмайера («Зелёный кабинет. Феокрит и европейская пасторальная лирика», 1969) и другие исследования, Т.В. Попова. Обширную предысторию жанра фсокритовых буколик вновь излагает
Н.А. Чистякова [294, с. 78-100], оперируя аргументами «ритуальной теории»13, сведениями о расцвете песенного искусства в Сицилии и Южной Италии VII в. до и. э. - вплоть до имён непосредственных предшественников Феокрита и его старших современников, в чьём творчестве прослеживается развитие сюжетных мотивов и форм, характерных ятя буколики.
Диодор Сицилийский (I в. до и. э.) первым сочинителем пастушеских песен называл мифического Дафниса (родиной которого почиталась Сицилия), Клавдий Элиан (III в.
и. э.) в своих «Пёстрых рассказах» - гимнографа сицилийца Стссихора Гимсрийского (ру-
13 Ведущая свое начало ещС от перипатетиков, развитая в схолиях к Феокриту и в дальнейшей исследовательской литературе, «ритлальиая теория» связывает происхождение л!ггературной буколики с древними сицилийскими культами (прежде всего с культом Артемиды Л нэп, который во второй половине IV в. до и. э. получил статус государственного), поскольку во время празднеств, среди прочею, проходили состязания исполнителей пастушеских песен, наиболее торжественно - в Сиракузах. Хотя «ритуальная теория» была подвергнута жесткой критике ешС в конце XIX века, она вес же не отрицается окончательно и современной филологией.
*15
- Київ+380960830922