Ви є тут

Башкирская народная инструментальная музыка : Проблемы формирования традиционного стиля

Автор: 
Зелинский Роман Федорович
Тип роботи: 
Проблемы формирования традиционного стиля
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
443
Артикул:
172708
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Башкирская народная инструментальная музыка как
феномен традиционной духовной культуры ..................25
1. Формы инструментального музицирования в истории башкирского традиционного инструментального искусства... 26
2. Образно-семантическая основа инструментального творчества башкир.......................................... 46
3. Проблемы жанрово-стилевой типологии.................... 70
Глава II. Курай и курайсы....................................... 80
1. Обзор традиционного инструментария, курайное искусство
как доминанта башкирского инструментализма.............. 82
2. Эргология главного музыкального инструмента башкир -
курая................................................... 89
3. Акустика курая.................;.......................108
4. Характеристика исполнительских стилей и приемов игры
на курае............................................... 137
5. Интонационные микроформы протяженных звуков как главные стилистические показатели курайного мелоса ... 144
6. Народные музыканты в духовной культуре башкирского
народа................................................. 157
7. «Учитель» и «ученики: проблема обучения и передачи Традиции...................................................175
Глава III. Образно-тематический мир инструментальной музыки.
Проблемы отражения.....................................185
1. Образная сфера курайной музыки.........................186
а/ Губернские предводители..............................187
б/ Армейская служба и военные действия.................203
в/ Птицы................................................272
2. Образы в морфологии и стиле музыкальных текстов . . . 353
Глава IV. Структурно-стилевая типология инструментальных кюев. . . 360
1. Элементарные структуры композиций......................362
2. Принципы формообразования..............................371
3. Композиционно-стилистические типы целостных форм .... 376
Заключение......................................................399
Список литературы...............................................405
Приложение - отдельный том, С. 154.
ВВЕДЕНИЕ
Инструментальный фольклор в культуре башкир занимает особое место, ибо, с одной стороны, зеркально отражает историческую память народа (значительная часть наигрышей посвящена событиям, связанным с родоплеменными набегами, пугачевщиной, многократными перемириями башкир, со среднеазиатскими походами в середине прошлого века, с войнами петровскими, 1812 г., 1905 г. и т.д.), а с другой - является сердцевиной башкирской духовной жизни, так как выражает народные представления о красоте, добре и зле, о смысле существования человека и другие эстетические и философские мотивы. О масштабах этого искусства можно судить по таким данным: в словарном запасе башкир обращается примерно 40 слов-названий пород лошадей, и более трети из них являются названиями наигрышей на курае; около 60 названий птиц *, и соответственно наигрышей более десяти, фамилии начальников- губернских («Перовский», «Циалковский»), кантонных («Сибай», «Бииш», «Габдрахман» и др.), а по сути - это все собственные имена, так сказать, озаглавили наигрыши. Это касается и топонимики. Другими словами, инструментальный фольклор башкир отражает многие грани их национальной жизни.
Проблема традиционного стиля включает не только содержательную конкретику целостного объекта исследования, в нашем случае башкирский инструментальный фольклор, но и определенные теоретические предпосылки, касающиеся . как самого термина «стиль», так и производного от него словосочетания «музыкальный стиль». Понятие стиль зародилось еще в античную эпоху, оно трансформировалось, изменялось, но никогда не исчезало из поэтики, литературы, драматургии, изобразительного искусства, хотя в музыкальной науке оно четко обозначилось лишь в начале XX столетия (Adler G., 426).
* Ишбердин Э.Ф., 143, 110-114. Здесь и далее библиографические источники вводятся так: после автора первая цифра указывакт его номер в списке литературы, последующие цифры после запятой означают номера страниц.
61
В башкирском эпосе тотемизм очень четко прослеживается: «Нередко герои эпических сказаний при встрече друг с другом произносят традиционную формулу знакомства - «Какого ты рода? Каков твой клич? Твое дерево? Твоя
птица?» 97 # в начале прошлого века И.Лепехин наблюдал у башкир проведение праздника «Карга туй» («Вороний праздник»), смысл которого сводился к тому, что «участники торжества обращались к тотему (ворону) с
мольбой, чтобы тот послал на землю дождь» 98 # Отголоски культа тотемов сохранились вплоть до XX в. не только в типе верования, но и в другой, обрядовой форме, о чем свидетельствует следующее описание: «На горных вершинах, в хребте Кыркты, по Уральскому хребту, вблизи кочевок мы встречали деревца, сплошь завешанные лоскутками материи (сюпрак). При приезде в гости на кочевку одной из женщин, вышедшей замуж в другой род или аул, или при проводах новобрачной женщины и девушки устраивают игры и пляски на ближайшей к кочевке горной поляне. Перед уходом с горы все они привязывают к деревцу (березке) лоскутки материи. <...> Возможно, что
привязывание этих лоскутков является скорее остатком культа горы» Иллюстрируемый ниже отрывок инструментального кюя под названием «Кыркты» (целостную нотацию см.: Приложение, №22) связан с подобными
* Руденко С.И., 266, 302. Во второй воловине XIX в. М.Лоссиевский (194, 371) наблюдал, что «молодые снохи, при первой встрече своей в новой семье, делали обязательное, как бы молитвенное, коленопреклонение местным горам, рекам и вообще замечательным местным предметам». В настоящее время у башкир этот культ бытует в форме обряда дарения тотему: после прихода в новую семью молодая женщина бросает монету в ручей, когда впервые из него берет воду (см.: Шитова С., 342, 164).
62
обрядовыми играми и плясками: их ритмика просвечивается в танцевальности
наигрыша, сопровождающего ритуальные движения 99 #
4.1. Кыркты
^ ^11sfr f, | Г Т ГТгГтГ^! Г8%р
6
г
Программы такого рода кюев связаны с образами тотемов и реализуются в изоморфных этим образам музыкальных композициях. Это особенно рельефно выделяется в «Сынгырау торна» («Звенящие журавли»)* - инструментальном произведении, сложном не только в музыкально-структурном, но и генетическом отношении. Согласно одному из вариантов легенды, «когда-то особенные журавли ходили по горам, некоторые из них играли голосом, а другие плясали. Дудочник (т.е. кураист. - Р.З.) башкирский слышал их и перенял их игру. Этих журавлей редко кто видит, а если кто увидит и услышит их пение, такой человек, по поверью башкир, или будет необыкновенно счастлив, или вскоре умрет. Башкиры говорили мне, что народ не любит слушать эту песню, потому что где упомянутые журавли играли эту песню, там
бывала прежде война или засуха» * .
* Рыбаков С.Г., 267, 139; Баишев Т., 31. Л.Н.Лебединский (183, 231) приводит другой вариант легенды, связанный с темой защиты башкирами своей земли от захватчиков. Отметим, что среди башкирских народных примет и поверий мы находим одну, которая имеет прямое отношение к легенде «Сынгырау торна»: «Раннее появление журавлей означает дурной урожай; если же журавли прилетели еще на снег, на какую глубину они застанут снег, на такую же и высохнет земля, то значит будет засуха и неурожай; прилет журавлей на глубокий снег означает голод и засуху» (см.: Игнатьев Р.Г., 130, L 111 ).