Ви є тут

Службы святым в традиции Русской Православной Старообрядческой Церкви : На материале Сибирского региона

Автор: 
Светлова Ольга Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271707
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................с. 3
Глава 1. Старообрядческая святость как явление русской
духовности...........................................с. 28
§ 1. Исторический обзор традиции почитания святых.
Древнерусская святость...............................с. 30
§ 2. Феномен старообрядческой святости...................с. 39
Глава 2. Чинопослсдование службы святому......................с. 50
Глава 3. Драматургия певческого цикла святому.................с. 78
§ 1. Гласовая система суточного цикла святому............с. 79
§ 2. Стилистические формы с. 89
§3. Ладовая организация песнопений служб святым с. 125
§ 4. Специфика проведения богослужения святому...........с. 149
Глава 4. Служба святому как агиографический канон с. 157
§ 1. Образно-смысловая сфера агиографического канона с. 159
§ 2. Структурно-композиционные особенности
агиографического канона..............................с. 163
§ 3. Преломление агиографического канона в службе
святому..............................................с. 169
Заключение ...................................................с. 189
Литература ...................................................с. 195
Список сокращений ............................................с. 215
Приложение....................................................с. 217
Аналитическое приложение (АП).............................с. 218
Нотное приложение (НП)....................................с. 252
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с 70 - 80-х гг. XX в. особую актуальность в отечественном музыкознании приобрела проблема, связанная с исследованием традиций русского старообрядчества. Первоначально возникшая в общем процессе изучения истории древнерусского певческого искусства, она постепенно выделилась в самостоятельную область научных изысканий.
Впервые старообрядчество привлекло внимание историков и этнографов на рубеже XIX - XX вв.: П.И. Мельникова [82; 83]. П.С. Смирнова [129], С.П. Мельгунова [81], Д.Н. Беликова [7]. Е.Е. Голу-бинского [35], А.П. Щапова [172] и др. Примерно в это же время определенный интерес к данной области культуры проявил С. В. Смоленский [131]. Обращаясь к старообрядческим традициям культового пения, он. однако, не рассматривал их как особый, специфический пласт русской традиционной богослужебной музыки, отличной от знаменной монодии средневековой культуры. Но сама идея использования современного певческого материала старообрядчества в качестве объекта изучения древнерусского искусства была новой и перспективной для последующих изысканий.
В период “золотого века старообрядчества” (Ф.Е. Мельников [84])-от начала XX в. до 1917 г.-сами староверы в издаваемых ими журналах, например, “Церковное пение”, помещали сгатьн просветительской и практической ориентации. Первой научной работой, специально посвященной литургическому пению старообрядцев, явилась вышедшая в 1935 г. статья Э. Кошмидера ‘Теопа 1 рга!аука
53
сгво православных и русских святых, например, мчч. Борис и Глеб (24 июля), князь Владимир (15 июля), прпд. Сергий Радонежский (5 июля, 25 сентября) и др., а также канонизированный Старообрядческой Церковью в 1996 г. митрополит Амвросий (30 октября).
3. Средний праздник святому без бдения с полиелеосом и величанием (второй разряд, + или Пл). По Уставу РПСЦ праздник предписан особо почитаемым старообрядческим святым евщмч. и исп. Аввакуму (2 декабря), его ученикам иерею Лазарю, диакону Феодору, иноку Епифанию (14 апреля) и соборно поминаемым всем пострадавшим за правоверие в XVII в. мученикам и исповедникам.
4. Малый праздник святому без бдения и полиелеоса, со славословием ( <35{ или Сл) - малочисленный, поскольку связан преимущественно с днями Соборов, пред- и попразднованиями, местными праздниками.2
Обозначение вида службы одновременно указывает на ее достоинство, сравнительную степень, что соответствует предписаниям Устава и определяет различие крупных изменяемых разделов. Выявляется следующая закономерность: чем больший вес имеет служба святому, тем полнее, насыщеннее каждый элемент се структуры. Соответственно, число мобильных элементов чинопоследования может варьироваться, а некоторые разделы вообще исключаются. Например, лития на вечерне бывает только в дни великобденных святых, средним СВЯТЫМ*) не полагается всенощного бдения. В службе малому святому опускаются лития, полиелеос, Вход, паремии. Такие обязательные для всех служб разделы как микроцнклы стихер отличаются количественным составом: число стихер на Господи воззвах и на стиховне обычно
2 В месяцеслове имеется большое число святых, которым предписаны малая второго разряда - шестеричная (6) или четверичная (4) службы, различаемые по чтению тропарей канона и числу сгнхер на Господи воззвах (соответственно 6 и 4). К “шестерикам", например, относятся даты памяти свв. Козмы и Дамиана (I ноября), св. Лины (9 декабря), св. княгини Ольги (И июля) и др. [114; 115; 133: 162- 164; 97, III].
54
колеблется от десяти - двенадцати на великих праздниках до четырех на малых. Отметим также, что чин для великих и средних праздников выписывается в отдельных главах Устава, в частности Петру и Павлу [197, л. 115-119].
Приведенные четыре разновидности богослужения святому помещены в АП 2.1 (с. 220 - 222) в виде сравнительной таблицы, составленной в соответствии с Уставными предписаниями [197] и на основе работ С.В. Булгакова [14], К.Т. Никольского [97], М. Скабаллановича [126], Н.Д. Успенского [142]. Таблица представляет структуру основных инвариантных моделей. Последние, в свою очередь, получают конкретное обрядово-певческое воплощение в каждой службе святому, определяя тем самым ее индивидуальные особенности.
Первый аспект рассмотрения чинопоследования связан со сравнительным анализом имеющегося материала службы святому в локальной традиции и соответствующей структурной модели. Богослужение свв. апостолам Петру и Павлу представляет великобденный праздник (1-я модель), святителю Амвросию - средний праздник первого разряда (2-я модель). Общая служба мученикам и исповедникам сопоставляется с 3-ей моделью чинопоследования средних праздников второго разряда с полиелеосом без бдения. Следовательно, три исследуемых службы принадлежат к наиболее показательным эортологичсским типам, отражая при этом иерархическую структуру святости.
Совершение богослужения святому в контексте седмнчного цикла ставит задачу иного рода, а именно выявление соответствия структуры праздника с чинопоследованием рядового вседневного или же воскресного служения. Ее решение связано со спецификой проведения служб святым в традиции общин РПСЦ Новосибирска и особенно Бийска, где наблюдается тенденция своего рода деформации седмично-го богослужебного круга: в будничные дни старообрядцы практически не собираются на совместные моления. Исключение составляют особые