Ви є тут

Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья

Автор: 
Софийская Айгуль Борисовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
224
Артикул:
172672
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................4
Глава I
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ В КУЛЬТУРЕ ИСЛАМА
§ 1. Праздник как составная часть религиозной культуры......13
1.1. Значение религиозной обрядности и ритуала в культуре 13
1.2. Эстетическая и психологическая стороны обряда (эмоционально-психологический механизм воздействия молитвы) 20
§ 2. Основные элементы мусульманского богослужения..........26
2.1. Ритуал чтения Корана...................................26
2.2. Мусульманская молитва..................................34
2.3. Зикр как форма мусульманского богослужения.............39
§ 3. Праздники в исламе.....................................48
Глава II
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИХ МЕСТО В ТАТАРОМУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ
§ 1. Праздник Рамазан.......................................68
§ 2. Праздник Маулид........................................79
§ 3. Курбан-байрам..........................................93
§ 4. Хадж - обряд паломничества мусульман...................96
Глава III
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАПЕВОВ РЕЛИГИОЗНЫХ РИТУАЛОВ ТАТАР-МУСУЛЬМАН: ПЕСНОПЕНИЯ РАМАЗАНА, МАУЛИДА, КУРБАНА, ХАДЖА
§ 1. Влияние закономерностей таджвида на музыкальные
характеристики религиозных напевов. Садж...................105
3
§ 2.‘Лрузные метры в напевах религиозных праздников....131
§ 3. Отражение системы силлабического стихосложения в религиозных напевах татар-мусульман..............................139
§ 4. Звукорядные особенности напевов религиозных праздников. . .147
§ 5. Ладофункциональное строение напевов религиозных праздников. . 161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................171
ЛИТЕРАТУРА..................................................173
ИСТОЧНИКИ...................................................187
ПРИМЕРЫ.....................................................188
21
этико-эстетических функций творческого сознания и проблемы теодицеи” (Шукуров, 1999, с. 17).
В формировнии художественного вкуса человека весьма велика роль эстетической стороны обряда. Религиозные чувства, различные по глубине, вызванные у многих людей разными событиями, находят общую для них форму выражения в произведении искусства (например, в религиозном напеве) входящем в обряд. Но обряд консервативен, а искусство всегда в движении. Поэтому история формирования эстетической стороны мусульманских обрядов - это постоянный отбор народом традиций, лучших произведений искусств и различных форм воздействия на реципиентов религиозного ритуала. В обряде народ выступал и как творец художественной культуры, и как исполнитель ее произведений, и как самый строгий их критик. Народная традиция ревностно следит за тем, чтобы эстетическая сторона обряда не стала средством повседневного развлечения, что ослабило бы силу ее эмоционального воздействия. Обряд не только усиливает и углубляет эмоции, но и прочно скрепляет их с тем произведением искусства, которое служит их выражением. Религиозный обряд как бы дает человеку норму прекрасного. Здесь неизбежно вступает в силу «эмоциональное заражение», в ходе которого не только углубляются и становятся ярче чувства отдельного человека, но и происходит подчинение их общему эмоциональному тону. Переживания, вызываемые религиозным обрядом, нельзя отнести к обычным эстетическим чувствам, поскольку одна из его задач - формирование на основе обычных эмоций религиозных чувств.
Жизнедеятельность человека в исламе принципиально невозможна без понимания основной эстетической позиции этой религии - понятия красоты. В знаменитом хадисе сказано: «Бог красив и Он любит красоту». С этим важным тезисом в исламе связана тема Имяславия - прославления божественных имен и качеств. Приверженцы шариата - догматического знания - считают, что лишь слово Аллах является именем сущности (зам), а все остальные - Его имена-качества.
22
Сама же культура ислама - не что иное, как культура Имяславия14, ориентированная на прославление божественных имен и имени Мухаммада. Все Бытие - есть отражение божественной сущности (неудивительно, например, что стены мечетей, медресе, некоторых светских зданий, шамаили в домах мусульман украшены надписями, прославляющими Бога и Его пророков). Природа имени тварной «вещи» магична, так как имя - это и есть энергия сущности вещи. Поэтому считается, что любое искусство ислама, энергетически заряженное соответствующим именем, всегда будет красивым, отражая центральные имена божественной природы - Величие (Джалал) и Красоту (Джамал).
Религиозные праздники тесно связны с Имяславием, которое усматривается не только в прославлении Аллаха с помощью чтения традиционных ритуальных сур, молитв, но и зикров, мунаджатов; славословие Мухаммада происходит с помощью салаватов, мархабы15.
Многие ученые-философы, рассматривающие религиозные обычаи, обряды и праздники, в своих работах связывают их, прежде всего, с мироощущением, душевным состоянием людей16, поэтому важно учитывать факт физико-психологического различия между отдельными реципиентами.
Любой религиозный обряд, ритуал, несет в себе информацию, необходимую донести до коллектива, до той или иной аудитории (например, чтение хутбы17 во время религиозного праздника). Однако, в «завоевании» общественного сознания одной только информации недостаточно, потому почти всегда присутствует некая эмоциональная составляющая, придающая информации элемент запоминаемости, и тем самым, способствующая ее продвижению. При этом немаловажную роль в обрядах имеет их психологическое воздействие на участников происходящего. Переживания,
14 См. об этом Шукуров, 1999, с. 49-53.
15 Речь об этом пойдет в нижеследующих частях настоящей работы.
16 См. об этом в работах И.В. Суханова, {Суханов, 1976), И.Н. Яблокова (Яб.юков, 2002), В.А. Руднева (Руднев, 1989), П. РикСра (Поль Рикёр, 1996) и ми.др.
17 Хутба - мусульманская проповедь.