Ви є тут

Повествовательные жанры русского музыкального фольклора

Автор: 
Татаринова Татьяна Леонидовна
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172759
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.......................................................... 3
Глава I. География «ареалов» бытования и носители
традиции повествовательных жанров фольклора................... 8
Глава II. Композиционный, поэтический и текстологический анализ повествовательных жанров фольклора................................ 45
Глава III. Музыкальный язык повествовательных жанров. Ритмика, структуры напевов, ладообразование, многоголосие........................... 115
Заключение....................................................... 205
Список литературы................................................ 212
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема данного исследования нами избрана неслучайно. Основной причиной обращения к ней явилось изучение материалов по фольклору и долгий опыт практической деятельности (полевые исследования, исполнение эпических произведений в фольклорных коллективах, подготовка к лекционным занятиям со студентами, композиторская работа с эпическими народными текстами), в результате которых сложилось собственное представление об эпосе. Одно из важных наблюдений - вывод о родственности нескольких жанров с эпическими признаками, положенный в основу проблематики исследования.
В научных трудах освещению жанровых объединений практически не отводится места. Напротив, в последнее время обнаруживается стремление исследователей эпических жанров русского фольклора к дифференциации каждого жанрового ответвления, нахождению в нем свойств, которые позволяют обособлять его внутри огромного пласта как отдельное явление. Это заметно при знакомстве с исследовательскими работами и сборниками. Так, к примеру, С.Н.Никитина подчеркивает самобытность жанрового языка духовных стихов.1 Довольно много работ посвящено былевому эпосу,
Л
отдельным региональным традициям былинного исполнительства.
Однако в некоторых сборниках их авторами сделана попытка объединить несколько жанров по принципу сходства. Нами было замечено, что в большинстве случаев проявляется некоторого рода стихийность выбора. В частности С.Н.Азбелев рассматривает триаду жанров - былину, историческую песню и балладу3, считая, что они принадлежат к «эпической (повествовательной) поэзии».4 В сборнике «Исторические песни. Баллады» встречаются тексты некоторых духовных стихов, не обозначенных так по причинам исторических условий.
В фундаментальную антологию эпоса «Былины» под редакцией Б.М.Добровольского и В.В.Коргузалова5 вошли не только былины, но и баллады и апокрифические песни (духовные стихи). Зато исторические песни
1 Язык духовных стихов* словарное представление // Ученые записки: вып. 4. - М, 1998.
2 Иванова Т Г. «Малые» очаги Севернорусской былинной традиции’ исследования и тексты - СПб, 2001.
Историзм былин и специфика фольклора -Л, 1982
4 Исторические песни Баллады / Русские исторические песни и баллады, вст. ст. - М , 1991, с.19
5 Былины Русский музыкальный эпос - М , 1981.
3
целостности: это - конные орды, наезды воинственных племен, сожжение деревень, угон полона.
В.П.Аникин и Ю.Г.Круглов так же считают, что расцвету жанра былины периода Киевской Руси предшествовал мифологический период, отразивший древние культы, представленные образами богатырей-исполинов, символизировавших природные явления - например: Дуная, Святогора.35
Общие мифологические представления были доступны всем, но не всеми могла быть освоена сложная по художественным качествам и композиции форма былин, не каждый человек мог сформировать и передать огромные по протяженности тексты. Б.Н.Путилов пишет: «Эпическая традиция была всегда достоянием отдельных и специально обученных личностей».36 Это высказывание совершенно справедливо. Эпическая былинная традиция не массовая, особенно в момент расцвета жанра - могла поддерживаться немногими исполнителями. Подтверждение этому мы находим в разных источниках. Причем во всех из них к певцам-эпикам просматривается особенное отношение. Так, неизвестный автор «Слова о полку Игореве» сокрушается о том, что ему не под силу создать столь высокий стих, как это подвластно было легендарному Бояну, «внуку Велеса», сказителю, певцу о старине и ратных подвигах героев прошлого:
«О, Боян, соловей старого времени! Вот бы ты походы те воспел,
Скача, соловей, по мысленному древу, летая умом по подоблачью...» «...Так бы начать тебе петь, вещий Боян, Велесов внук...»
Уже тот факт, что древний автор причисляет Бояна к роду божественного происхождения, возвеличивая тем самым его образ и заслуги, подтверждает уважительное отношение к певцам-эпикам и к эзотеричности знаний, которыми они обладали, складывая свои повествования, подчеркивает непревзойденную ценность древней былинной традиции. «Вещими», как и Бояна, называли иногда и реальных исполнителей былин (вещать - говорить, поведать близко к понятию «повествовательный»). Слово «вещий» имеет и сакральный смысл, близкий к понятию «ведать» - знать. То есть «вещий» певец - это человек, прозревающий будущее, посвященный в тайны
В кн «Русское народное поэтическое творчество» - Л, 1987, сс 238-246
36 Эпическое сказительство: типология и этническая специфика - М, 1997, с 7.
37 Изборник Повести Древней Руси - Л , 1983, с 79
21
прошлого, умеющий говорить о нем. Именно сказитель причастен к сохранению памяти о «первовремени», об эпической истории.
В тот период, когда складывались комплекс былинных жанровых признаков и исполнительская традиция, во всем славянском мире распространилось движение ремесленников. Сначала это были ремесленники* одиночки, бродившие по населенным пунктам в поисках спроса на свою продукцию. В дальнейшем мастера-умельцы, своего рода профессионалы, стали объединяться в артели или цеха по ремеслу. В городах были целые
38
улицы, заселенные ремесленными цехами. В таких артелях-цехах появились и школы, т.е. старшие мастера готовили себе замену, обучая молодых учеников. Секреты мастерства передавались из уст в уста. Владение секретом сакрализовалось - не каждому доверяли тайну своего дела, но только верным.
Известно, что в артели по ремеслу объединялись и игрецы на инструментах, певцы и сочинители песен - скоморохи. Их присутствие (как отмечает А.С.Фаминцын в труде «Скоморохи на Руси»39) в текстах былин столь часто встречается, что невольно возникает вопрос об их причастности к носительству традиции не только увеселительных, но и серьезных песен: «Народное предание не делает строгого различия между певцом-гусельником, поющим серьезные героические или исторические песни и былины, и певцом потешником.... И тот и другой носят на народном языке название «скоморох», «гудец» (или «игрец»)...».
Фаминцын пишет и о том, что в былинах встречаются тексты, подтверждающие то, что реакцией на пение скоморохов не всегда был смех. Иногда их пение заставляло «призадуматься» и «призаслухаться», т.к. оно (по примерам из текстов) «уныльнёё», «умильнее». Встречается описание игры гусельников и как «великой утехи», «игры нежной». Через эти эпитеты вырисовывается образ величавой игры и пения. Кроме того, известно, что скоморохи были придворными музыкантами, их функцией могло быть не
31 Седов В В Новые явления в материальной культуре древних славян в эпоху раннего средневековья // Очерки истории культуры славян - М, 1996, сс 226,236
39 Цитируемый труд - СПб , 1995, с. 29
22