Ви є тут

Герой как категория музыкальной поэтики в пьесах детского фортепианного репертуара

Автор: 
Байкиева Римма Масгутовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
280
Артикул:
133722
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
4
ГЛАВА I. ПРИЗНАКИ ГЕРОЯ И ЕГО ИДЕНТИФИКАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕКСТЕ ПЬЕС ДЕТСКОГО ФОРТЕПИАННОГО РЕПЕРТУАРА........................................................21
§1.0 репрезентации героя в музыкальном тексте
(к разработке проблемы)...........................................21
§ 2. Заголовок как смысловая структура музыкального текста........43
ГЛАВА II. АТРИБУТИВНЫЕ И СИТУАТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГЕРОЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕКСТЕ ПЬЕС ДЕТСКОГО ФОРТЕПИАННОГО РЕПЕРТУАРА........................................................65
§ 1. Герой и его атрибутивные признаки............................67
1.01. Лексика речевого происхождения и ее роль
в атрибутировании героя...........................................70
1.02. Лексика двигательно-пластической этимологии и ее роль
в атрибутировании героя...........................................85
1.03. Атрибутивные признаки олицетворенных героев.................89
§ 2. Герой и его ситуативные признаки............................100
2.01.Ситуативные признаки героя, обнаруживаемые
при реализации ситуативного действия.............................103
2.02.Пространственные и временные характеристики героя
в музыкальном тексте.............................................114
ГЛАВА III. СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ ГЕРОЯ В ТЕКСТ ПЬЕС ДЕТСКОГО ФОРТЕПИАННОГО РЕПЕРТУАРА................................124
§ 1. Персонифицированный герой...................................127
1.01. Диалог автора и героя. Прямая речь героя...................127
1.02. Полилог....................................................134
2
1.03. Способы введения в текст олицетворенного героя.......145
§ 2. Неперсонифицированный герой. Монолог героя............152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................156
ЛИТЕРАТУРА................................................164
НОТОГРАФИЯ................................................180
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ.............................................189
3
ситуация, которая предполагает не только сюжетное развертывание, демонстрирующее предметную логику, определенный порядок прохождения “наглядных” образов, в центре которых находится герой, но также моделирование психических процессов, психологической логики (в этом случае герой, его сознание является ценностным центром повествования). А явление интертекстуальности выступает в роли “эмоционально-волевых эквивалентов возможных зрительных представлений” [38, с. 94]. Актуализируя ассоциативную память слушателя (адресата, к которому обращено высказывание текста), интертексту ал ьность проявляет себя и на уровне вербального текста, и на уровне музыкального. При этом ее влияние распространяется не только на самые мелкие структурные лексические единицы - мигрирующие интонационные формулы, за которыми закрепились устойчивые знаковые формы (они служат признаками героя и осуществляют его идентификацию в музыкальном тексте). Интертекстуальность затрагивает и упомянутые выше знаки-образы, участвующие ' в моделировании художественного мира героя. Указанные готовые, устоявшиеся смысловые структуры формульного типа служат атрибутами героя и средством конкретизации его образа. При этом образ героя формируется также на основе принципа метонимии, дающего возможность “отражать предмет внешней действительности не только по типичному для этого предмета движению, по типичному для него временному процессу, путем воспроизведения этого движения, процесса, ритма” [212, с. 21], но также и по типичным акустическим его проявлениям. Благодаря действию данных текстообразующих закономерностей, музыкальный герой может быть представлен с большой степенью “наглядности”.
Эквивалентные вербальным обозначениям, музыкальные знаки-образы героя не всегда изображают его внешние действия и предметный мир. Они способны моделировать также внутренние его свойства и признаки (к ним относятся не только проявления личностных качеств героя, но также его поведение, соответствующее определенным психологическим состояниям
26
или вызванные какими-либо ситуациями). Как показали наблюдения, внешние проявления героя и его характерологические признаки взаимообуславливаюгся. Образ героя складывается из двух составляющих: внешней характеристики (она называется в заголовке) и носит информативный характер (в ней осуществляется типологическая идентификация героя) и внутренней характеристики. В последней автор выражает свое отношение к герою (поскольку герой не в состоянии себя оценивать, за него это делает надбытийный автор). Данный принцип идентификации героя сравним с психологической идентификацией в литературе [63]. Если первое направлено на типологическое атрибутирование, причисление героя к какой-либо общности (классу, сообществу, виду), то второе призвано обеспечить его индивидуализацию и конкретизацию. Типологическая идентификация помогает ответить на вопросы: “Кто герой?” или “Сколько героев?” “Где он находится?” “Что он делает?”, то есть обозначает героя в его мире, тем самым устанавливает границы музыкального образа. Психологическая идентификация дает возможность получить ответ на вопрос: “Какой герой?” Так, например, в пьесах, содержащих обозначения социальных ролей, атрибутирующих героя как представителя профессинального сообщества, часто присутствует его атрибут, характеризующий героя как биологически конкретное существо. К данной категории атрибутов, как будет показано в дальнейшем, относится представленная песенным мотивом прямая речь, в которой обнаруживаются национальные и характерологические признаки героя (возрастные и половые признаки при этом обозначаются вербально в заголовке - “Старый шарманщик” О.Петровой (пример № 1), “Дядюшка Лоренц” Э.Сарауэра (пример № 2), “Веселый пастушок” А.Жилинского (пример № 3). С другой стороны, вербальный компонент музыкального текста (его заголовок) обязательно отнесет героя к какому-либо сообществу, группе.
Моделирование образа человека как социально-конкретной личности в пьесах детского репертуара представлено весьма разнообразно. Однако
27