Монография посвящена особенностям календарного цикла в восточнославянской народной культуре. В нем выявлены ключевые обрядовые комплексы, четко структурирующие годовой круг и оформляющие Границы между сезонами. Организация каждого из сбрядовых комплексов рассматривается на двух взаимосвязанных, по вместе с тем и достаточно самостоя тельных уровнях, эт нографическом и акустическом. В работе показано, чш с этнографической течки зрения все календарные ритуалы относятся к обрядам переходного типа и построены на основе универсального сценария встречи/проводов тех или иных мифологических персонажей, персонифицированных праздников, времен года и т.п. Имея общую стратегическую цель, каждый из обрядовых комплексов решает спою тактическую задачу п рамках календарного цикла. Большое месію в исследовании уделено музыкальному и шире — звуковому — коду календарных обрядов, который включает в себя не только календарные обрядовые песни, но и другие музыкальные жанры, вовлеченные в орбиту народного календаря, а также "голоса’- природы и звуки, издаваемые, по народным представлениям, мифологическими персонажами. В монографии определены основные функциональные группы календарных песен, что позволяет по-новому поставить проблему жанра в музыкальном фольклоре восточных славян.
РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ьИБЛИаТЕКА
а 1818-00
С1 Государственный Ииеютут искусствознания, 1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
7
ГЛАВА I. РАННЕВЕСЕННИЙ ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС
Календарные границы и внутренняя организация ранневесеннего обрядового комплекса. Поминальный комплекс обрядов. Появление душ умерших в мире людей. Навьи проводы. Волочебнш! обряд и песни. Сроки отравления. Состав исполнителей. Ритуальное кормление духов предков. Предназначенный для них обрядовый хлеб. Темпоральные и локативные характеристики обряда кормления. Мотивировки. Проводные действия, связанные с ритуальной пищей. Верба. Птицы. Катинне на качелях. Возжигание огней. Ритуальные запреты. Гадания. Первый выгон скота. Чествование пастуха. Пахота и сев как один из способов выпроваживании духов предков.
2. Музыкальное оформление раннеиессннего периода 39
Музыкальные жанры, звучащие в ранневесенний период. Весенние заклички. Календарные сроки их исполнения. Регламентация места и времени исполнения. Сопровождающие пение ритуальные действия. Исполнители. Магические функции обрядового пения. Запреты на пение. Ранневесенние хороводы. Их соотношение с весенними эакличками. Календарные сроки исполнения. Хороводные циклы. Магические функции хороводов. Пасхальный тропарь '"Христос воскреси". Ритуальные контексты его исполнения. Приуроченные лирические песни. Календарные сроки исполнения. Механизм их календарного прикрепления. Соотношение лирических песен с обрядовыми.
ГЛАВА II.ТРОИЦКО-КУПАЛЬСКИЙ ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС
Между весной и летом: календарные границы тронцко-кулальского обрядового комплекса. Души умерших в троицко-куцальский период. Обрядовые персонажи. Русалки. Кукушка. Облик персонажа в ритуале. Способы его выпроваживания, изгнания, уничтожения. Обрядовая терминология. Связь троицкой и купальской зелени с душами умерших. “Май”. Венки. Связь душ умерших с рожью. Функции тронцко-купэльской зелени: прогностическая, апотропеическая, продуцирующая. Ритуальные запреты. Свадебные мотивы в троицко-купальской обрядности. Инцост. Погодные условия в троицко-купальский период. Ветер. Засуха. Грозы. Регламентация поведения людей. Кумление. Способы кумления. Половозрастная дифференциация куиления.
1. Этнографический очерк
20
I.Этнографический очерк....
5С
3
О.А.Пашина- Ка:шндарно и<*:енні.гй цикл у восточных славян
2) на высокое место, на горку: на Благовещенье специально изготовленные пироги раскладывали на горке (Шмаково Пчн. Смл.);
3) на крышу (в том числе на крышу бани): на Благовещенье вечером выносят на улицу особый пирог, делят его, а один кусочек — на крышу и кричат: “Весна красна, доброе лето!” (Кадино Мнет. Смл.); на Благовещенье пироги клали на баню, чтоб хлеб рос (Мурыпшо Пчн. Смл.);
4) кидали в реку: на Благовещенье куски пирога кидали в реку (Савеево Рсл. Смл.);
5) пироги крошили па жито, закликая весну на Благовещенье (Пересны Пчн. Смл.);
6) оставляли в сарае: “В Чистый четверг медведя кричали. Принесем мы этот кисель: ‘Медведь, медведь, иди кисель есть! Не ходи к нам овёс, гречиху, рожь нам не ломай, рожь, гречиху не топчи, а иди к нам кисель есть!’ Кисель в сарае оставляли” (Сфн. Смл.);
7) клали на дерево: в Чистый четверг на яблоню ставили хлеб-соль, воду в миске. “Ею ели — хлеб с-под зари. Молодая луна хлеб светить” (Креп. Смл.) и т.п.
Как уже говорилось, время тоже неоднородно с точки зрения возможности контактов с “тем” светом. Поэтому в ряде случаев существенными оказываются и темпоральные характеристики (кроме дат имеет значение и время суток): в Чистый четверг хлеб-соль выставляли на зорьку, до солнца, под зарю, подлупу и пр.
О многом говорит и то, кому посвящали этот хлеб, вообще ритуальную еду, кому она предназначалась:
1) скоту: “На Сороки бабки катали скотине, пе-рялом посту — хресты пякли, скотине давали” (Трб. Бр.);
2) кукушке, вообще птицам: “13 Чистый четверг хлеб-соль под застреху клали до солнца—зязюльке” (Шмч. Смл.); “Накануне вечером (перед Чистым четвергом — 0.11.) выносили кукушкин хлеб: на крышу большой кусок, солью посыпят. Он переночует, а в Чистый чегвергдакгг скоту” (Кадино Мнет. Смл.); “На Благовещенье весну гукают на суі'-робчику, на заговалине (проталине—О. П.). Уже припёк зям-ли, сонця. Старухи выходили, молодые, дети. Скатерть расстелют, решето поставют, туды крошут пироги. Садятся, нарежут и едут, и птицам кинешь” (Грачево Мнет. Смл.);
3) весне (вообще обряд встречи весны можно интерпретировать как встречу “гостей” с “того” света): “ІСог-
28
1 глава. Ранневтінинй обряловый комплекс
да сходил снег, женщины раскладывали холсты, клали на них куски пирога и оставляли их на ночь с приговором: “Вот тебе, весна-матушка!” (Срн. Пнз. — 186, с.75, см. также с.69);
4) домовому: “Ия Чистый четверг еду ставили, чтоб приходил домовой, чтоб скотина была” (Петропо-лье Хсл. Смл.);
5) а также Богу, первому встречному, чужим детям и пр., т.е. персонажам, так или иначе связанным с “тем” светом. По мнению некоторых исследователей, многочисленные варианты персонажей, приглашенных к обрядовой трапезе, могли возникнуть на основе табуиро-вания имен умерших родственников (46, с. 202, 205).
Наконец, показательны и мотивировки, выдвигаемые носителями традиции и объясняющие смысл их действий. Хотя в них адресат часто не определен, но с такими просьбами обращаются лишь к высшим силам. В целом мотивировки сводятся к следующему:
а) на Благовещенье выставляют корыто с едой, чтоб все родило (Хсл. Смл.);
6) на Благовещенье ластушки пекли, чтоб хлеб народился (Рдн. Смл.);
в) на Сороки пекли костыли (скрученные трубочки) овечкам, бабашки, колобашки коровам — на приплод скоту (Дмд. Смл.) и т.п.
Выпроваживание потусторонних сил на тот свет также может сопровождаться обрядовым кормлением. Разница заключается лишь в том, что если при встрече локусы, куда помещается ритуальная еда, расположены преимущественно в пределах деревни, то есть в обжитом человеческом пространстве, то во время проводов они, как правило, вынесены за пределы деревни: в поле, в лес (на опушку леса), на кладбище. Ср.: “На Ягорья — относ Яіхі-рью: хлеба крайчик у тряпочку положуть, понясуть у % жито, там оставить” (Щмч. Смл.). Или: “Когда коров вы-гоняють первый раз, во нясутъ хлеб-соль: ‘Хозяин дворовый, хозяин полявый, хозяин лесавый, прими мой хлеб-соль, стереги мою коровку!’ Во зто положишьтамака, привяжешь на берёзку, на деревце, гады уже дамоу пойдешь. А корова пошла пасться” (Смелиж Сзм. Бр.) и т.н.
Дни, в которые совершались проводные действия, также рассредоточены. В первую очередь это Радуница и Егорий, в ряде традиций — Вознесение. К пер-
29
- Київ+380960830922