Ви є тут

Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена

Автор: 
Самвелян Тереза Эдуардовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
181
Артикул:
1000278789
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................... 3
Глава 1: Современные проблемы теории
музыкальных жанров...................................... 12
1.1. Понятие музыкального жанра
в музыковед ческой литературе............................. 12
— Основные функции жанра.................................. 17
— Музыкальный жанр как понятие в связи различными видами искусства............................................. 20
— Тины взаимодействия жанров.......................................................... 22
— Определение и характеристика полижанровости......................................... 30
1.2. Сравнительная характеристика полижанровости
в XIX в. и полистилистики в XXв........................... 32
— Жанровые лексемы в творчестве Шопена.................... 38
Глава 2: Взаимодействие жанров
в фортепианных произведениях Шопена....................... 44
2.1. Эстетика жанра в музыке Шопена....................... 44
2.2. Музыкально-жанровая система фортепианных произведений композитора.............................. 46
2.3. Полижанровость как семантическая система музыки
Шопена и творческий метод композитора............................................. 65
— Миграция бытового жанра в жанр концертный............... 66
— Отражение одного жанра в другом......................... 72
— I Цггирование жанра................................................................. 83
— Использование элементов жанра....................................................... 87
Глава 3: Полнжанровость в исполнительском 95
творчестве............................................................................
3.1. Специфика исполнительства Шопена и роль жанровой
компоненты....................................................................... 95
3.2. Полижанровость в индивидуальной интерпретации ведущих
исполнителей Шопена................................. 126
Заключение............................................................................ 151
Список использованной литературы...................................................... 157
Приложение:
1. Список лауреатов Международного конкурса пианистов
им. Шопена в Варшаве и членов жюри конкурси в 1995 г.. 167
2. Нотные примеры........................................ 172
ВВЕДЕНИЕ
Имя великого польского композитора Фридерика Шопена занимает достойное место в музыкальной культуре XIX века. Содержательность и одухотворенность, органично присущие его произведениям, выделяю гея даже на фоне музыки романтических современников композитора, несмотря на то, что он ограничил себя почти исключительно рамками фортепианного творчества. Яркость, эмоциональная насыщенность музыкальных образов великолепно сочетаются с отточенностью каждой детали, стройной логикой построения музыкального материала, классической завершенностью и ясностью замысла.
Творчество Шопена имеет глубокие жанровые корни. Взаимодействие элементов бытовой, культовой, концертной музыки в его фортепианных произведениях во многом определило оригинальность шопеновского стиля.
Исполнение музыки Шопена всегда было одним из высших критериев пианистического мастерства, с помощью которого выявляется тонкость и глубина исполнительского понимания музыки вообще. Одной из ключевых проблем в интерпретации фортепианных произведений композитора является определение и точное воссоздание авторского замысла. Каждый исполнитель, как известно, переносит в авторский замысел весь свой пианистической опыт, однако при этом необходимо искать те основные характерные черты, которые определяют композиторский замысел. Поэтому, хотя интерпретация остается творчеством глубоко личным и индивидуальным и многообразию ее проявлений нет предела, при исполнении произведений всегда актуальным является поиск объективно существующих основ музыкального содержания.
Существенной стороной шопеновского творчества являются, как было сказано, его жанровые особенности. С учетом полижанровой
17
Основной функцией жанра в его отношении к структуре произведения оказывается подчинение всех уровней этой структуры и всех элементов музыкального языка. Цель, направленность данного подчинения предполагает возможность более полного выражения того содержания, которым располагает жанровая система. Таким образом, музыкальный оюанр - объединяющая, регулирующая, интегрирующая система содержательного отбора и использования средств художественной выразителыюст и.
В исследовании того или иного жанра необходимой представляется его комплексная характеристика. Именно такой подход будет отвечать основной эстетической функции жанра и позволит создать наиболее широкое представление о произведении в целом.
Основные функции жанра.
С какими бы условиями бытования и объектами типизации не был бы связан жанр, он имеет свою определенную функцию. Именно функция может служить тем фактором, благодаря которому можно постичь сущность жанра. Функциональное толкование отвечает эстетическим связям жанра как с музыкальной культурой, так и с художественной культурой в целом и человеческой деятельностью. «Музыкальный жанр - ось связи музыкального искусства с самой реальной действительностью, музыкальный жанр - устойчиво повторяющийся тип музыки, закрепляющийся в общественном сознании, приобретающий весьма точные лексические свойства» (Холопова, 1994, 171).
Л.Березовчук различает четыре функции музыкальных жанров (Березовчук, 1989): нормативная, аксиологическая, коммуникативная и знаковая. Сюда же можно отнести и каноническую функцию, определение и классификацию которой предложила В.Холопова (Холопова, 1990).
18
Для жанровой системы европейской академической музыки характерно устойчивое, стабильное восприятие жанра как набора правил, использование и применение которых композитору необходимо, потому что оно обеспечивает понимание созданного композитором произведения слушателями. Последним же, в силу общей музыкальной осведомленности, знание этих правил облегчает понимание индивидуального замысла произведения. Исходя из этого, модель музыкального жанра становится объектом исследования, в котором акцентируется нормативная функция (Березов чу к, 1989. 97). Результатом ее действия является образование в области средств выразительности «жанровых клише» разной степени сложности. В музыкознании, как и в литературоведении, существует точка зрения, согласно которой нормативная функция жанра образуется как символ ритуала, трансформируясь в дальнейшем в «знак этого ритуала» (Фрейденберг, 1936, 139). Благодаря этому появляется возможность говорить о семантике жанра в целом.
Другая функция, по Л.Березовчук, - аксиологическая (там о/се,
/
98). Существует общая система жанров, которая вмещает в себя разновидности музыки. При переходе жанра из одной разновидности музыки в другую происходит столкновение двух ценностных ориентаций. Так, например, баллады елизаветинского периода (бытовая музыка), баллады композиторов-романтиков (академическая музыка) и баллады, исполняемые эстрадными певцами, будут отличаться ценностными ориентациями, что связано с особой в каждом случае отличительной «аксиологической функцией», но нормативная функция остается неизменной.
Еще одной, очевидно, важной функцией жанра, является коммуникативная (Березовчук, 1989, 99). При этом мы придерживаемся того понимания коммуникативности, которое дает Л.Мазель: «Методически целесообразно считать собственно коммуникативными лишь