Ви є тут

Жанровый стиль кантаты эпохи романтизма

Автор: 
Панкратова Ольга Владимировна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
172
Артикул:
133742
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ Том 1
Введение.............................................................3
Глава 1. К вопросу специфики каитатпого творчества
западноевропейских композиторов XIX века.....................12
1.1. Особенности кантаты в контексте вокально-хоровых жанров....12
1.2. Специфические черты кантаты композиторов-романтиков......24
1.3. Влияние литературного сюжета на жанр кантаты.............34
Глава 2. Жанровый стиль кангатных произведений Шуберта, Шумана,
Мендельсона, Брамса..........................................46
2.1. Образно-эмоциональный строй и формообразование во взаимодействии со словом......................................46
2.2. Тематизм в условиях хорового многоголосия................79
2.3. Полифоническое сгроение музыкальной ткани
и оркестровая палитра.....................................88
Глава 3. Особенности исполнительской интерпретации кантатпмх
сочинений романтиков........................................102
3.1 Анализ поэтического текста кантат
в свете прочтения оригинального источника.....................102
3.2 Исполнительское воплощение тематизма и фактуры............125
3.3 Динамическая нюансировка в исполнительском прочтении 132
Заключение......................................................... 137
Список литературы...................................................142
Приложение 1 (поэтические тексты и переводы)........................155
Том 2
Приложение 2 (ноты кантат и оратории).................................3
2
ч
ВВЕДЕНИЕ
В искусстве самое главное - личность.
И. В. Гёте
Композиторы-романтики XIX века, каждый из которых обладает ярким индивидуальным стилем, оставили потомкам непревзойденные шедевры в самых различных жанрах, в том числе и в кантатно-ораториальных. Однако в отечественной музыковедческой науке кантатно-ораториальная музыка эпохи романтизма как объект исследования выступает нечасто: работы такого рода, как правило, связаны с рассмотрением произведений с целью систематизации «деталей» жанра, характеристики тематизма и формы, вокальнохоровой стороны целого. Очевидно, что в проблематике исследований кан-татно-ораториальной традиции существует достаточное количество «белых пятен». Возможно, такая ситуация сложилась потому, что к эпохе романтизма в развитии кантатно-ораториальной музыки, достигшем своего пика в предшествующее столетие, наступил спад, повлиявший на перемещение интереса исследователей в сторону иных жанровых разновидностей.
Отнести созданные романтиками вокально-хоровые сочинения к какому-либо традиционному жанру можно лишь с множеством оговорок, определения, данные самими авторами, разнообразны: и «светская оратория», и «сцены», и «музыка к драме», и «хоровая поэма».
Поэтому общий термин «кантата», примененный нами в названии диссертации и объединивший кантатно-ораториальпые сочинения романтиков, представляется наиболее подходящим в силу его подвижности, нестрогой за-данности как в плане строения, так и в плане стилистики музыкального сочинения.
Для анализа выбраны произведения, которые редко попадают в поле зрения исследователей. Они оказались в разряде «раритетных» по разным причинам: в случае с «Рай и Пери» Шумана роковую роль сыграла идеологи-
3
композиции, в определенной степени обусловлены творческим отношением композиторов к тексту. Творческая новизна интерпретации поэтического сюжета заключается в переосмыслении некоторых его закономерностей: слово-образов, тематики, продвижении их на уровень множественной музыкальной трактовки.
2. Содержание поэтических творений отличается, как правило, масштабной идеей, рассчитанной на воплощение оперного замысла. Не случайно выбор романтиков падает на творения, прошедшие проверку временем и обретшие в романтическую эпоху большую популярность.
3. Использование поэтических фрагментов как органичной формы поэтического высказывания становится для романтиков правилом - это может быть часть крупного литературного сочинения, в основе которого лежит восточный или европейский эпос, несколько строф поэмы или стихотворение, написанное по мотивам библейских сказаний. Фрагмент при этом обладает драматургией развернутого сюжета: переплетением линий, остротой коллизий, психологизмом.
45
Глава 2. Жанровый стиль кантатных произведений Шуберта, Шумана, Мендельсона, Брамса
2.1. Образно-эмоциональный строй и формообразование во взаимодействии со словом
«Становление оригинальности - проблема, исключающая возможность исследования: слишком многообразны пути, на которых, происходит превращение гениального новичка в мастера. Правда, при знакомстве с историей музыки иной раз возникает впечатление, что в надлежащий момент в ней всегда объявлялся тог, кто был ей необходим»40.
Г. Галь
Как известно, музыка романтизма развивалась, находясь в прямой зависимости от литературы романтизма, что обусловило обращение романтиков к синтетическим жанрам и постепенное раскрытие потенциала музыкальной программности. В кантатно-ораториальных сочинениях романтиков от выбора словесной концепции, а также соответствующей ауры слова, поэтической или прозаической формы изложения зависит и преподнесение музыкальной интонации, се посыл, энергия. Не случайно композиторы-романтики уделяли столько внимания подбору либретто, поэтического источника; именно в «сотворчестве» с поэтом создавали наиболее близкий своему видению вербальный вариант41. Музыкальное содержание кантаты, включающее образно-эмоциональный строй и формообразование, базируется
10 Галь Г. Три мастера - три мира. Брамс. Вагнер. Верди. М., 1986. - С. 114.
11 Г. И. Ганзбург в свое статье «Песенный театр Шумана и его прототипы» указывает па непрерывную связь со словом у Шумана: «Дар слона постоянно сопутствовал музыкальному дару Шумана. Тонкий златок художественной словесности, он был блистательным лисатслем-публицистом, чьи статьи и письма стали ценным памятником литературы романтического периода. Здесь, как и в его музыкальном наследии, воплотились талант, вкус и мастерство большого художника. В обоих видах творчества - музыкальном и словесном - Шуман был велик, свободен и нов. Свободен как публицист, размышляющий о музыке и о жизни, велик как музыкант, обогативший наше ощущение и самой жизни, и рефлексирующей над нею литературы» [28]. См. также: [29].
46