Ви є тут

Исполнительский стиль Л.А. Руслановой в контексте художественной интерпретации народных песен

Автор: 
Егорова Ирина Львовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
260
Артикул:
172512
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................3
Глава I. Исполнительское творчество Л.А.Руслановой: истоки, традиции, новаторство
1.1. Традиция сольного народного исполнительства как проявление корреляции форм коллективного и индивидуального творчества 26
1.2. Генезис исполнительского стиля Л.А.Руслановой...................38
1.3. Л.А.Русланова и саратовский певческий спить.....................47
1.4. Жанрово-стилистические и тематические особенности репертуара Л.А.Руслановой ..................................................59
Глава II. Актуализация методов художественной интерпретации в исполнительском стиле Л.А.Руслановой
2.1. Исполнительская интерпретация песен: преломление имманентной
семантики текста в спите Л.А.Руслановой...........................82
2.2. Многоголосие народных песен как источник импровизационного стиля Л.А.Руслановой...................................................99
2.3. Вариантный метод интерпретации песен в исполнительском спите
Л. А. Руслановой.................................................127
Заключение..........................................................170
Список литературы....................................................180
Приложения..........................................................207
2
Введение
Актуальность исследования. Жизненный и творческий путь заслуженной артистки России Лидии Андреевны Руслановой, овеянный легендами и славой всенародно любимой певицы, является отражением судеб российского народа в XX столетии.
Искусство Лидии Андреевны во многом предопределило развитие современного профессионального исполнительства в народной традиции, которое на сегодняшний день не представляет собой однородного явления. Проблема сольного народно-певческого творчества, рассматриваемого под углом зрения его стилевой характеристики, открыта и практически не разработана. Обращение к творчеству Лидии Андреевны Руслановой, оставившей неизгладимый след в истории русского народного профессионального исполнительства и в истории русской культуры XX века, позволяет раскрыть многие аспекты существующей на данный момент проблемы.
Творчество Л.А.Руслановой относится к разряду феноменов русской исполнительской культуры. Оно многогранно и каждому из его сторон можно присвоить эпитет - выдающийся: талант, голос, музыкальность, мастерство, артистизм, сила художественного воздействия на слушателей. Всё вместе составляет неповторимость творческой индивидуальности певицы, её исполнительского стиля. Понять природу данного феномена - значит познать закономерности его формирования, с одной стороны, и постичь особенности художественного творческого метода певицы, с другой.
Художественный метод в исполнительском творчестве неотделим от становления художественного образа, возникающего в процессе
3
музыкальных училищ и училищ искусств Саратова, Саратовской области, училища искусств города Камышина Волгоградской области, Тамбовского музыкально-педагогического института имени С.В.Рахманинова. Идея обращения к творчеству Л.А.Руслановой, с целью увековечения её наследия, воплотилась в участии автора в организации и проведении в 1993 году в г. Саратове I Зонального конкурса молодых исполнителей народной песни, посвящённого творчеству Л.А.Руслановой, которому в настоящее время присвоен статус Всероссийского конкурса.
Структура диссертации определена направленностью исследования.
Глава I «Исполнительское творчество Л.А.Руслановой: истоки, традиции, новаторство». Глава II «Актуализация методов художественной интерпретации в исполнительском стиле Л.А.Руслановой». Центральную часть диссертации обрамляют Введение и Заключение. В Списке литературы приводятся используемые в ходе работы источники (285 наименований). Нотные примеры (40 примеров), таблицы, классифицированный список репертуара и дискография записей песен Л.А.Руслановой вынесены в Приложение.
25
Глава I
Исполнительское творчество Л.А.Руслановой: истоки, традиции, новаторство
1.1. Традиция сольного народного исполнительства как проявление корреляции форм колл ект ив но го и индивидуального творчества
Становление сольной исполнительской традиции в русском народном песенном творчестве происходило в результате естественного, эволюционного развития жанровой системы, стилистики обрядового и бытового пения. Предпосылки этого становления видны в сочетании и взаимодействии форм коллективного и индивидуального творчества.
Истоки форм коллективного, артельного песенного исполнительства обусловлены исторической значимостью архаики общинного строя русских крестьянских селений, соборностью общественного сознания и мировоззрения, разнообразием форм обрядовых традиций и коллективного труда. В творческом процессе артельного пения определяется лидирующее положение отдельных особо одарённых личностей, мастеров, обладающих талантом импровизации, а также умением вести песню, то есть подчинять исполнителей своей творческой воле. Такие мастера высоко ценились как слушателями, так и певческой артелью, становясь, как правило, её запевалами.
26