СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................;..............с. 2
Глава I. Обзор литературы по теме.................................с .17
Глава П. К вопросу об историческом содержании понятия
фактуры. .............................................с.44
§ I. Исторические типы фактуры.............................с.44
§ 2. Эволюция фактурных средств и приемов в важнейших
явлениях квартетного творчества........................с.50
§ 3. Фактурные средства....................................с.52
I. Мелодия...............................................с.52
П. Фактурный фундамент........'..........................с.64
§ 4. Фактурные приемы.................................................................с.76
I. Дублирование..........................................с.76
П. Противодвижение.......................................с. 103
§ 5. Педаль. Двойственная природа педали...................с.120
Глава Ш. Фактура как система организованного движения с.142
§ I. Классификация фактурных функций - основа построения
модели фактуры.........................................с. 142
§ 2. Основные принципы фактурной функциональности с.150
I. Фактурная полифункциональность........................с. 150
П. Переменность фактурных функций........................с. 157
Ш. Действие принципов фактурной функциональности при переменном количестве голосов в квартетном многоголосии. Их связь с содержательной стороной музыкального
произведения. ........................................с. 167
Заключение. Краткие теоретические выводы...........................с. 176
Литература.........................................................с. 180
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях стремительного научного прогресса, столь характерного для нынешнего века, на стыке смежных наук открываются новые возможности исследований теоретического и прикладного характера. К числу сравнительно малоизученных проблем музыкознания, которые возникли в точках пересечения теории и истории музыки, общей методологии, педагогики следует отнести проблему музыкальной фактуры. Изучение музыкальной фактуры действительно ценно прежде всего с той точки зрения, что оно открывает новые возможности постижения закономерностей творческого мышления, которые могут найти отражение в курсах гармонии и полифонии.
Современное отечественное музыкознание предприняло немало полезных шагов в направлении изучения данной проблемы. Ценные сведения о фактуре содержатся в учебниках полифонии С.С.Скребкова (М., 1965), а также С.С.Григорьева и Т.Ф.Мюллера (25); вопросы фактуры под различным углом зрения рассматриваются в трудах Ю.Н.Тюлина (100), В.А.Цуккермана (106), С.С.Скребкова (85),
С.С.Григорьева (23, 24), Е.В.Назайкинского (63); разработке проблематики фактуры посвящены статьи М.С.Скребковой-Филатовой (85), И.Исаевой (36), С.П.Пашфатова (69, 70), очерк В. Н. Холопов ой СМ., 1979).
Большое значение для развития теории фактуры имеют исследования ведущих советских музыковедов, связанные с проблемами голосоведения и линейного осознания многоголосия ( см.: Б.В.Асафьев. Музыкальная форма как процесс (7); А.Ф.Мутли. Мелодические функции голосов многоголосной музыки (61); М.Е.Тараканов. Мелодические явления в гармонии Прокофьева (93); А.Н.Дмитриев. Полифония как фактор формообразования (28); М.Г.Арановский. Мелодика С.Прокофьева (4).
-21 -
"Учение о фактуре" преследует цель самого широкого ознакомления учащихся с возможностями фигурирования. Оно впервые представляет столь развернутую классификацию целостных фактурных комплексов и их составляющих - способов, средств, усложненных приемов Ьакгурного изложения, которые исследуются в неразрывной связи с гармонией, в соответствии с простейшим гармоническим стереотипом, определяющим норму четырехголосного изложения. Систематика фактурных тлений в труде Ткшша осуществлена на глубокой научной основе с учетом важнейших факторов фактурообразования и при включении сравнитель-то новых компонентов музыкального языка, таких как лолифункциональ-юсть, политональность, полиаккордика. Она явилась своеобразным итогом научных и педагогических исканий автора в этой области.
Обобщая развитие теоретических идей по фактуре в русле учебно-юдагогической литературы, следует подчеркнуть, что во главу угла дюмянутнх работ ставилась задача упорядочивания и классификации фактурных явлений, а сами элементы фактуры исследовались в своих зубстанциальных свойствах, вне учета временной динамической природы музыкального процесса. В этой связи сам метод рассмотрения объекта фактуры следует охарактеризовать, как "объективный" или "статический" Ценность этого метода заключается в том, что он помогает создать юные представления о множественности фактурных статусов и состояний зоставляющих их элементов, которые дают возможность изучающим гар-лоиию свободнее ориентироваться в сложных явлениях живого творчества.
Вместе с тем, систематики фактурных комплексов и их рассечения ю элементы оказывается еще недостаточно для исследовашля техники фактурного письма, поскольку при данном подходе не учитывается специфика музыки, как временного рода творчества. (Музыкальная ткань, сак компонент тематизма и тематического развития, в развитии прояв-хяет себя сложно и многогранно, будучи видом музыкального 'бытия",
- 22 -
в процессе своего становления она обнаруживает тесную связь с формообразующей стороной музыки.
Учет временной природы фактуры дает новые представления об организации звукового потока в стройное, завершенное музыкальное целое. Он становится определяющим для научного направления, рассматривающего феномен фактуры с принципиально иных позиций. Данное направление за основу рассмотрения объекта фактуры избрало динамический метод*. Этот метод последовательно применялся в трудах Э.Курта (45, 46), выдающееся значение которых заключается в том, что объектом их изучения стала музыкальная ткань в своей внутренней динамике, в процессе становления. Отсюда следует и совершенно новое - "линейное" - осознание многоголосия и объяснение его разновидностей в связи с "первозданным феноменом мелодической линии" (46, с.350), а не со стороны вневременных ( синхронных ) связей составляющих его элементов.
Не случайно поэтому, концепция Курта была полемически нал-
*
равлена против теории Гуго Римана с её абсолютизацией акустико-
* Следует отметить, что противопоставление двух методов не случайно и имеет свои аналогии в истории развития других общественных и гуманитарных наук. В частности, наличие статического и динамического подхода в лингвистике было, например, установлено в трудах представителя Казанской лингвистической школы И.А.Бодуэна-де-Куртене (18) и, несколько позднее, крупнейшего представителя швейцарской социологической школы языкознания - Ф. де Соссюра (88). Оба названных автора признавали научную ценность и правомерность того и другого способа представления материала. В области музыкознания описание динамического метода в связи с анализом работ Курта находит отражение в трудах Л.Мазеля (50, 51).
- Київ+380960830922