- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ ................................... 3
I ГЛАВА. ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ТРАГЕДИЙНОГО
ОБРАЗА............................ 16
П ГЛАВА. ИТОГИ ПОИСКА...................... 44
Ш ГЛАВА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ.......... 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................ 146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......... 153
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Рожденный сразу же после победы Великого Октября, узбекский советский театр - государственный, профессиональный - прошел исторический путь, в котором отразились закономерности, особенности его формирования и развития как искусства восточного народа, до революции находившегося под двойным гнетом великодержавного колониализм© и местных эксплуататоров, баев и духовенства.
Среди рада кардинальных проблем, неизбежно связанных с начальным процессом развития узбекского советского театра и его быстрым ростом, чрезвычайно важное место занимала проблема женской судьбы в прошлом и в новое время. Вопрос о роли, какая должна принадлежать женщине после свершения пролетарской революции, приобретал особое значение: по сути дела он становился вопросом вопросов на бурно воспрянувшем Востоке.
В любом толковании и любом жанровом изображении, применительно к любым национальным и бьгговым условиям жизни, тема раскрепощения женщины, ее избавления прежде всего от социального гнета должна была обрести трагический аспект или хотя бы оттенок, а в условиях восточного быта - сугубо трагический аспект. Если же учесть, что в сценическом искусстве тему эту невозможно раскрыть без участия женщины-актрисы, до революции, в частности, в Узбекистане, недопускавшейся на театральные подмостки, то исключительная важность ее для театроведческой науки и - гораздо шире - для теории и практики освободительного движения на всем современном Востоке представляется ясной.
И в СССР среднеазиатско-казахстанского региона особенно,
- 15 -
это уже новый этап. Освещение его логично начать со спектакля "Овечий источник" с Сарой Ишантураевой в главной роли.
Образ Лауренсии явился примером смелых дерзаний актрисы. "Гамлет", вскоре поставленный театром им.Хамзы, стал решительным шагом целого коллектива. Роли Дездемоны, Катерины, Джамили, Офелии, сыгранные С.Ишантураевой, дали многое для утверждения жанра трагедии на узбекской сцене. Естественно, что с позиций данной темы они и анализируются более обстоятельно.
40-е годы - период создания трагедийных образов в национальном репертуаре. В то же время расширилась и "география" постановок классики, уже за счет вклада областных театров. Особенно интересны работы таких актрис как М.Мусаева /Бухара/, З.Садыкова, /Самарканд/, К.Бурнашева /Андижан/.
Третья глава - "Преемственность традиций" включает анализ сценических созданий актрис нового поколения, достаточно овладевших современной театральной системой. Здесь важным делается сравнение искусства молодого поколения с искусством старшего, и часто на примере одних и тех же ролей, что позволяет проследить эволюцию трагедайного искусства актрис с одновременной фиксацией изменений в узбекском актерском трагедийном искусстве вообще.
- 16 -
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ВОПЛОЩЕНИЯ ТРАГЕдаЙНОГО ОБРАЗА
В канун и особенно в самые моменты больших социальных сдвигов, решительно преобразующих жизнь общества, в литературе и искусстве рождаются образы трагических героев, героев - провозвестников передовых идей грядущего времени. Не случайно в центре всех почти пьес, созданных в узбекской драматургии периода гражданской войны и начала строительства нового мира, столь сильно звучала тема общественно-политического положения женщины, борьбы за ее полное раскрепощение.
Еще в дореволюционное время лучшие представители узбекского народа страстно ратовали за эмансипацию женщины Востока, мечтали видеть ее и просвещенной, и участвующей в общественной жизни. В достижении этой великой цели они целиком полагались на просвещение. Они надеялись, что разум, проникнутый светом знания, победит и противники раскрепощения сами откажутся от вековых заблуждений.
Пролетарская революция по-своему решила этот вопрос. Однако практическое его осуществление было исключительно трудным. Старое отчаянно сопротивлялось, находя, как уже было сказано, любые зацепки в крайне отсталом сознании женщин. Трагичнее образа, нежели образ женщины, в это время в узбекской литературе, в искусстве не было. Тут даже не главным являлось то, к какому классу, к какому общественному слою принадлежала женщина: любой из них приходилось нелегко и тогда, когда за нее шла борьба.
В условиях социалистической революции от самих женщин тре-
- Київ+380960830922