Ви є тут

Сохранение и реконструкция авторской хореографии : методы фиксации и расшифровки

Автор: 
Вихрева Надежда Алексеевна
Тип роботи: 
методы фиксации и расшифровки
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
269
Артикул:
173025
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I Информационные возможности систем нотации
хореографических произведений. Исторические тенденции и их развитие.
1.1. Системы нотации XVI - середины XIX веков
I
1.2. Поиски новых методов в создании систем нотации хореографических текстов XIX века, основывающихся на анализе движений человеческого тела (К.Блазис, А.Сси-Леон, А.Бурнонвиль)
1.3. Российские системы нотации конца XIX - XX века. Особенности научного подхода в решении проблемы нотации хореографических произведений.
1 .4. Системы нотации хореографических текстов XX века -Русской (С.Лисициан), Французской (А.Менье), Английской (Д. и Р.Бенеш), Немецкой (Р.Лабан).
Глава II Словесный способ нотации как наиболее
распространенный в мировой практике XX века
2.1. Функция термина классического танца, как носителя информации.
2.2. Разночтения терминов классического танца
2.3. Использование словесного способа нотации хореографических текстов Х1Х-ХХ вв.
2.4. Экспериментальная проверка информационных возможностей словесно-графической системы нотации хореографических текстов
Заключение
Список литературы
Приложения 1 - 4
Ъ- 4
В XVI веке Туано Арбо покорил современников своей системой, и через столетие его назвали «гениальный Арбо». В XVIII веке великий Рауль Оже Фейе создал систему, господствовавшую целый век. Ученики Фене, Рамо и Маньи сделали много для усовершенствования его системы.
В XIX веке над проблемой фиксации танца работали выдающиеся мастера - К. Блазис, А. Сен-Леон, А. Бурнонвиль, каждый из которых изобрел свою систему кодирования танцевального текста.
В XIX веке Альберт Цорн предложил миру новую систему. Её принципы оказали большое влияние на умы нотаторов конца XIX века, в частности, Владимира Степанова и его систему.
В XX веке Рудольф Лабан - одна их самых крупных фигур в области нотации танцевальных текстов. Систему Р. Лабана его ученики в Европе и Америке довели почти до совершенства.
Родоначальники другой системы, наиболее известной в XX веке, супруги Рудольф и Джоан Бенеш организовали в Лондоне в 50-ые года Институт хореологии, где ведется обучение по их системе.
Но, несмотря на усилия энтузиастов, многие их которых посвятили этому всю жизнь, до сего времени мир не располагает единой общепринятой системой нотации хореографических произведений. Возможно причина в невероятной по сложности задаче - объединить три сферы существования движения: самого движения и того же движения в пространстве и времени.
Проблема нотации хореографических произведений остается актуальной и в XXI веке. Еще в 1940 году известный балетмейстер Р. Захаров писал: «Отсутствие общепринятых средств фиксации танца отрицательно влияет на историческую, теоретическую, практическую и научно-исследовательскую стороны этого искусства» [24. С.З].
Представим, что музыканты, не имея потного стана, передавали бы по слуху музыкальное произведение от одного исполнителя к другому. Многие произведения просто бы исчезли, другие, вряд ли бы сохранили авторский
26
«Идея склетика чрезвычайно важна, но Цорн не сумел довести её до конца» [24. С 46].
В то время как к концу XIX и началу XX веков распространение в мировой практике получают системы, не основанные на «принципе скелетнка». К сожалению, С.Лисициан не поняла систему РЛабана. Возможно, создавая свой труд, она не имела методической литературы по этой системе, не считала ее перспективной, в то время как к концу XX века система Р.Лабана стала наряду с системой Р. и Д.Бенеш (50-е годы XX века), сахмой востребованной среди специалистов в различных странах мира.
Таким образом, мнение С.Лисициан можно было бы считать субъективным в оценке различных способов и систем нотации танцевальных текстов. Однако в ее труде предоставлен достаточно объемный фактический хматериал, а также дан анализ движения, где рассматривается ею структура -статическое положение, и процесс движения, которое завершается статическим положением. Она писала: «Гармония человеческого движения строится из ряда кинетических аккордов. Фиксация каждого аккорда даст передачу статического момента - позы. Движение и есть процесс перехода одного телесного аккорда в другой, одной позы в другую... За этим положением стоит осознание схемы движения, которая состоит из статического момента, процесса движения и конечной позы - кинетического аккорда - статического момента. [24. С 15]
Автор диссертации также опираясь на труды известных в истории теоретиков Туано Арбо, Рауля Фсйе, Пьера Рамо, Владимира Степанова, Антонины Меньс, Рудольфа Лабана и супругов Рудольфа и Джоан Бснсш, А.Кнуст, Анн Хатчинсон Гэсг получил возможность провести определенный анализ нотации хореографических текстов в историческом разрезе.
Принципы нотации, имевшие место в XVI веке, связанные с именем Туано Арбо, нашли отражение в работах русских ученых исследователей историко-бытовых ганцев Н.Ивановского и М.Васильсвой-Рождественской.
27
Автор диссертации опирался в своем исследовании на работу Л.Блок, посвященную истории развития классического танца и связанной с ним терминологии. Однако Л.Блок, анализируя процесс становления классического танца и обращаясь к работам ученых XVI - XVIII веков -Т.Арбо, П.Рамо, Р.Фейе и др., рассматривала их не с позиции нотации хореографических произведений.
Нотацию хореографических произведений, на основе анализа движений человеческого тела начали в середине XIX века выдающиеся балетмейстеры К.Блазис и А.Сен-Леон. Продолжили эту работу в конце XIX века русские ученые А.Цорн и В.Степанов. Известный балетмейстер А.Горский дал квинтэссенцию основных положений системы В.Стспанова.
Блестящий анализ движений человеческого тела представил в начале XX века немецкий ученых Р.Лабан. В середине XX века над этой проблемой успешно работали А.Кнуст (Германия), М.Сентиал (Венгрия), А.Хатчинсон Гэст (Англия - США), С.Лисициан (Россия).
Нотация движений во временной длительности освещалась с появления первых систем в конце XV века. В тот период и практически до XIX века фиксировалась временная длительность движения. Нотаторы, предавая большое значение этой проблеме, использовали музыкальный нотный стан, соединяя его с графическими принципами своей нотации. По этому принципу в конце XVIII века начали работу в области нотации хореографических произведений Р.Фавье, в XIX веке продолжили А.Сен-Леон, А.Цорн, В.Степанов, в XX веке А.Менье и П.Корде.
Современный русский ученый В.Ромм исследовал проблему расшифровки танцев Древней Греции, а также в своей докторской диссертации «Семантика древних изображений человека. Хореографический аспект» выявил особенности танцев эпохи палеолита.
Анализ информационных возможностей словесного способа нотации определил необходимость постановки вопросов терминологии