Ви є тут

Эволюция актерского искусства в спектаклях Льва Додина 1980 - 1990-х годов

Автор: 
Булгакова Наталия Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
211
Артикул:
134047
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление:
Введение. С.3-27.
Перная глава. Формирование школы. «Дом» (1980) и «Братья и сестры» (1985) по Ф Абрамову. С. 28-72.
Вторая глава. Проблема драматического характера. Актёры МДТ в спектаклях начала 1990-х гг. «Бесы» (1991) по Ф Достоевскому, «Разбитый кувшин» (1993) по Г. фон Кляйсту. С. 73-118.
•• * * *
Л'/ - . . . • ..
Третья глава. Музыкальные композиции и трансформация типа актёра. Спектакли «Gaudeamus» (1989) по С. Каледину,
«Клаустрофобия» (1994), «Чевенгур» (1999) по А Платонову. С. 119-152.
Четвертая глава. От спектакля - «группы лиц»- к спектаклю как модели сознания главного героя. «Вишнёвый сад» (1994) и «Пьеса без названия» (1997) по А Чехову С 153-177.
Заключение. С. 178-188.
Список использованной литературы. С. 189-212.
з
Введение
До сих пор не существует ни одного научного труда, посвящённого актёрам Малого драматического театра. Хотя необходимость подобного исследования представляется всё более очевидной.
Не случайно великий английский режиссёр Питер Брук, характеризуя тгот театр, особый акцент сделал на актёрском ансамбле, назвав его «лучшим в Европе» на сегодняшний день. Однако рассмотрение ансамбля невозможно без понимания общих художественных установок коллектива, именуемого Малый драматический театр «Для меня сегодня это лучший театр в Европе. Театр Долина сохраняет классические театральные традиции» и он очень современен Высокая режиссура и высокая игра актёров»1. -признавал Брук достоинства своего русского коллеги.
Сам же Додин говорил в одном из интервью: «Я убеждён, что театр это всё равно компанейская (...] вещь. Это вес равно совместный художник.... Олин-то художник сколько в нём нервных переплетений, а если это компания художников, которая должна родить что-то одно, го какие должны быть тонкие связи, которые их связывают!»2. Предметом диссертации является эволюция искусства актёров в определённой режиссёрской системе, с присущим ей почерком и кругом идей.
Положение актёра в Малом драматическом в современной театральной ситуации во многом уникально. В 70-80-е годы говорили: «театр Товстоногова», «театр Любимова», «театр Эфроса» - и за этими словами вставал образ режиссёра и его труппы.
' Цнт. по: Дранкср Л. Питер Брук. Леи Додим и их спектакли И Вести. І9У5. 31 мая.
: Четыре диалога и монолог на темы Савкт-Петсрб>ргских «Бесов» (Л. Додин. Э. Кочергам и др.) // Современная драматурги*. 1992. N 5/6. С 205.
20
этом не обязательно физическая природа человека, его чувства и разум реагируют в унисон. Додин стремится раскрыть изначальную противоречивость, заложенную в природе человека. Противоречивость эту не изжить веками - она становится источником драматизма в спектаклях и материалом для актерского творчества.
Ф. Стспуи в начале века в статье «Природа актерской души» писал о том, что, с ею точки зрения, является «блаженством художественного творчества». По мнению философа, оно «заключается для артистической души, прежде всего, в возможности одновременно жить всеми своими противоречивыми душами, в обретении внежизненной территории для реализации своего многодушия и тем самым в уводе своей первонлановой, конкретной жизни из-под знака раздвоения и борьбы, из-под угрозы взрыва и катастрофы» Такой способ спасения своей психики за счёт выброса личных катастроф на плечи персонажа и зрителя - один из вариантов существования актеров. Но есть и оборотная сторона у этой медали: приступая к работе над ролью, актёр начинает чувствовать и мыслить в логике исполняемого им персонажа, так что любая личная драма, обрастая обстоятельствами пьесы, по-своему преломляясь на сцене, вырастает до трагедии
Одни из последних спектаклей Льва Долина - «Пьеса без названия» и, в особенности, онера «Пиковая дама» (1998) построены по законам ломающегося, лишённою гармонии больною мира сознания человека. Та же тенденция заметна, но не выражена до конца в построении спектакля «Бесы» из-за того, что в конце репетиционною периода был сменён исполнитель роли Ставрогина Благодаря актёрским индивидуальностям С. Бехтерева, С. Власова, И
м Стслум Ф. Миросозерцание Достоевского // Стспун Ф. Встречи и рюмышкиия. 1.ошк>п. 1992. С.54.
21
Иванова и С. Курышева, наполнивших свои роли глубоким содержанием, сместились акценты в структуре спектакля и изменилась его композиция.
Подключая вес резервы сознания и психофизиологии актёра, вытаскивая наружу вес заключённые в нём противоречия. Долин провоцирует в самом актере эти «взрывы и катастрофы». Одни актёры в большей, другие в меньшей степени оказываются способными справиться с этой постоянной внутренней борьбой В анкете о проблемах современного актерского искусства Ю. Барбой отмечает: «Манера, которую сегодня нередко демонстрируют актёры и которую следовало бы назвать натуралистической, видимо, напоминает стиль, связанный с акгёрами-«неврастениками» (при всей их программной «одиночиости» у них ведь тоже были своеобразные «школы»). Аналогия, похоже, не пустая, потому что нынешний натурализм в серьёзных, художественных случаях, конечно, далёк от оголения обычно закрытых частей тела. И всё-таки эта аналогия опасна: сегодня в работу берётся не «душа», а «нервы», что называется, в чистом виде. Режиссёр из актёра и актёр из себя вытаскивают голые эмоции, непосредственные психические реакции и ими хлещут по нервам зрителей»21*. Такой способ отчасти характерен для актёров Малого драматического. Тщательное выращивание режиссером и труппой спектаклей, долгий процесс их «рождения», характерный для творческого метода МДТ, направлен на то, чтобы обнажить актёрскую и человеческую природу исполнителя роли.
Стремление Додина прорваться к первоосновам того, что составляет человеческую основу характера, превращает актёров его
Барбой Ю Ответы на вопросы анкеты «Актер в современной театре»// Актер в современном театре. Л.. 1989 С. 15.