<L
Оглавление
Введение...............................................................З
Первая глава
Цирковые номера: основа репертуара многонационального цирка России... 14
§1. Народные истоки цирковых жанров...................................14
§2. Периодизация Российского цирка XX столетия........................18
§3. Элементы художественной структуры цирковых номеров, основанные на
народном йскусстве.................................................31
§4. Номера национальных коллективов российского и советского цирка 58
Вторая глава
Аттракционы отечественного цирка, построенные на основе национальных культур народов России................................................67
§1. История и специфика основного жанра аттракционов с дрессированными
животными..........................................................68
§2. Аттракционы с дрессированными животными, использующие сюжетную
народную тематику..................................................71
§3. Народные традиции основного жанра конно-акробатического
аттракциона - джигитовки...........................................82
§4. Специфика введения народной тематики в художественную структуру конно-акробатических аттракционов..................................85
Третья глава
Цирковые программы...................................................114
§1. Режиссура цирковых представлений.................................115
§2. Цирковая пантомима. Этапы становления............................117
§3. Пантомимы с народной тематикой...................................121
§4. Национальные цирки...............................................145
Заключение...........................................................173
Список литературы....................................................179
Список видеозаписей..................................................192
-3 -ВВЕДЕНИЕ
История отечественного цирка неотрывна от многонациональной культуры России. Речь пойдет не только о сугубо национальных цирковых коллективах, которые существовали и (правда, в меньшей степени) существуют сегодня в национальных республиках и автономиях нашей страны. Репертуар российского цирка всегда вбирал в себя элементы этой многонациональной культуры. Более того, он не ограничивался пределами России, но очень часто и разнообразно привлекал для создания цирковых номеров, пантомим и представлений многие традиции других стран.
Сегодня назрела настоятельная потребность в том, чтобы определить, исследовать и сформулировать основные закономерности влияния национальных культур на репертуар российского цирка XX и начала XXI века. Надо признать, что с этой точки зрения история Российского цирка систематически не рассматривалась ни одной из гуманитарных наук.
Российский цирк представляет собой уникальное явление: цирки других стран в большинстве случаев несут на себе отпечаток четко выраженной мононациональной культуры. Разумеется, в ряде стран существуют цирки с многонациональным репертуаром, как например, Cirque du Soleil (Цирк дю Солей). Но в отличие от российского цирка, они привлекают в свой антерпризный репертуар готовые номера из цирковых программ разных стран. Уникальность многонационального российского цирка состоит в том, что он не только прокатывает, но и создает такой цирковой репертуар.
С этой точки зрения идеология многонационального государства оказалась плодотворной. Одной из самых важных тенденций развития отечественного цирка в советскую эпоху стало обращение к национальным культурам России, имеющее яркое воплощение в цирковом искусстве. При этом оно уверенно и существенно продвинулось вперед в профессиональном смысле по отношению к своим фольклорно-этнографическим корням, одновременно сохраняя национальную
- 18-
торжественно совершалось «воскрешение» Этот трюк варьировался: отрубали своим жертвам головы, а затем водворяли их на место, четвертовали тело и собирали вновь. Подобные «чудеса» использовались не только в христианской, но и в других религиях, а позже стали демонстрироваться и вне религиозной сферы.
Некоторые шаманы и жрецы были искусны и в чревовещании, пользуясь которым доносили до своих слушателей «глас божий». В тех же целях они прибшдли и к звукоподражанию. Разыгрывая перевоплощение духов, имитировали конское ржание и т. п. Эти приемы можно было наблюдать у народов Севера. По свидетельству В. Богораза, «чревовещание у чукчей развито до степени большого искусства, и можно с уверенностью сказать, что чукчи вышли победителями в состязаниях с артистами — чревовещателями цивилизованных стран»1.
Конечно, бродячие труппы далеких времен, постоянно кочуя с места на место, не могли оказывать сильное влияние на развитие того или иного жанра. Но с появлением первых ярмарочных балаганов, а в конце XVIII века и стационарных, когда артисты стали располагать постоянной репетиционной площадкой, произошел качественный скачок в развитии традиционных жанров. Наметилось и разветвление некоторых из них на разновидности. Разумеется, отдельные номера даже внутри одного жанра, созданные разными мастерами в разные исторические отрезки времени, по-своему образно-стилевому решению отличаются друг от друга. И все-таки жанровая структура в своих основных признаках обладает очевидной устойчивостью.
§2 Периодизация истории Российского цирка XX столетия
Цирк и в прошлом и сегодня чутко реагирует на все происходящее в социально-экономической жизни общества. Меняются социальные условия -меняется и содержание цирковых номеров. Мастера цирка тотчас откликаются на
1 Цит. по кн.: Авдеев Д. Происхождение театра. Л,- М., 1959. С. 160.
- 19-
эти преображения, находя применительно к условиям манежа соответствующую художественную форму. Исторические рамки данного исследования ограничены XX веком. В границах этого столетия включение элементов народного искусства для создания номера, по мнению автора, соответствовало пяти этапам, которые связаны с историческими коллизиями, происходившими в России.
1. 1900 - 1917. Этот период условно можно охарактеризовать как доминанту частной антрепризы.
2. 1917 - 1930. Период становления советского цирка, его реформы и преобразования.
3. 1930 - 1985. Самый продолжительный период в истории российского цирка, связанный с культурно-идеологическими ценностями советской системы.
4. 1985 - 1992. Кризисный период, связанный с распадом Советского Союза.
5. 1992 - 2000 (и до настоящего времени). Возвращение к лучшим традициям в использовании народного искусства в цирковых жанрах, освобождение от идеологических стереотипов.
Каждый из пяти выше обозначенных периодов характеризуется особой спецификой подходов к использованию элементов народного искусства в создании циркового репертуара, каждый выдвигал в этом деле собственные приоритеты.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что храницы между этими периодами достаточно размыты. Переходы осуществлялись, как правило, постепенно. На 1ранице исторических этапов какое-то время существовали признаки их обоих.
1900 - 1917 - с годы были связаны с деятельностью частной антрепризы. «На цирковые зрелища огромное влияние оказывали образцы европейской цирковой школы и западного репертуара, - сообщает Г. Агаджанов. -Антрепренеры считали, что цирк вообще должен быть ориентирован на эстетические ценности западно-европейской культуры. Очень часто артисты в
- Київ+380960830922