Ви є тут

Начало профессиональной театральной критики в России. С.Т. Аксаков

Автор: 
Харитиди Янина Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
205
Артикул:
173040
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Б. Алперс назвал театральную критику «театральной памятью эпохи». Ни одна работа, посвященная истории культуры, не может игнорировать критические статьи, - неисчерпаемый источник сведений о театре. Театральное искусство сиюминутно и остается только в памяти очевидцев, письменные свидетельства которых дают возможность реконструкции основных слагаемых спектакля. Сегодня ясно, что театральная критика является и документом общественной жизни, который отражает климат эпохи, настроение, проблематику, так как лучшие образцы театрально-критических статей соединяют в себе вопросы исторические, эстетические, психологические. Более того, художественная критика в России часто занята вопросами самой жизни, глобальными проблемами существования человека и решает «проклятые» вопросы действительности. Именно поэтому в России так часто возникают статьи «по поводу...». Вместе с тем, в научной литературе уже неоднократно отмечалось, что, начиная с середины 20-х годов XIX века, теория отечественного театра развивается не в специальных научных трактатах, а, прежде всего, в критических статьях. Важнейшие эстетические проблемы времени, «не выходившие ранее за пределы салонных и кружковых споров, частных писем, стали теперь достоянием публичных лекций и журнальных дискуссий»1. «Овладение историческим опытом, осмысление своих корней и традиций дает возможность нашей науке и критике смело двигаться вперед»2.
Но, состояние предмета «история театральной критики» не дает нам полной картины. До сегодняшнего дня большая часть театральнокритического наследия первой четверти девятнадцатого века не изучена и не издана, часто является библиографической редкостью. Поле изучения
1 Кантор В.К., Осповат А.Л. Русская эстетика середины XIX века: теория в контексте художественной культуры//Русская эстетика и критика 40-50-х гг. XIX века. М., 1982. С.9.
2 Пивоварова Н.С. Теория актерского искусства в эстетике A.A. Григорьева//Театральная критика: история и теория. Сб. М., 1989. С.24.
3
«--С...». Автор статьи, в ответ на отрицательный отзыв об актерском ремесле, пишет: «Если не равнять его с проповедником, который общенародно научает христианской добродетели, то по крайней мере он такой же публичный человек как профессор, дающий публично уроки, как древние ораторы, которые всегда были в великом почтении и уважении... Актер есть учитель добродетели... звание его почтенно»1.
Государство осознает влияние театрального искусства на общественное мнение, на душу человека, его мировосприятие. Одновременно власть чувствует, какая сила таится в формирующейся журналистике. И театр, и журнал - апеллируют к широкому кругу публики, и потому требуют особого контроля со стороны государства. Так в 1804 году вышел Цензурный устав, который запрещал публиковать произведения, «противные правительству, нравственности, закону божию и личной чести граждан». Обсуждение в печати общественно-политических вопросов допускалось при условии, ограничивающем «исследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданского состояния, законоположения, управления государственного или какой бы то ни было отрасли правления»2.
Почти во всех периодических изданиях той поры начинают появляться статьи о театре, в некоторых из них существовал специальный театральный раздел. Одни журналы, как, например, «Корифей, или Ключ литературы» (1802-1807) Я.А. Галинковского занимаются преимущественно вопросами драматургии, а «Московский курьер» (1805-1806) С.М. Львова, журналы сентименталистов: «Московский Меркурий» (1803) П.И. Макарова,
«Московский зритель» (1806) и «Аглая» (1808-1812) П.И. Шаликова и такие издания, как «Патриот» (1804) В.В. Измайлова, «Журнал драматический» (1811) М.Н. Макарова достаточно широко освещают жизнь русской сцены. В 1800-1810-х годах в Петербурге издавались журналы, связанные с Вольным обществом: «Свиток муз» (1802-1803), «Периодическое издание» (1804);
1 О звании актера. Подпись:«~С»//Ссвсрный вестник, 1804, ч.1У, №ХИ. С.297.
2 Цит. по кн.: История русской журналистики ХУШ-Х1Х веков. М., 1963. С. 100.
19