2
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
Введение.....................................................3
I •
Глава I
«Американские сезоны» Московского Художественного театра и влияние идей Станиславского на формирование театральной школы США.......................................16
Глава II
«Система» и «Метод», пути ассимиляции учения Станиславского в театральной культуре Америки
(Болеславский - Страсберг - Казан)..........................56
Заключение.................................................146
Список использованной литературы и источников
155
3
ВВЕДЕНИЕ
История американского театра своими корнями уходит в XVII век, к любительским спектаклям американского юга и состоит из нескольких крупных глав. Каждая глава отражает небыстрый путь профессионализации американского театра, путь его самоопределения, свойственный, впрочем, всем сферам жизнедеятельности и творчества в Новом Свете. Многосоставная культура Америки формировалась в известной мере спонтанно, складывалась из разрозненных усилий, вбирала в себя национальные субкультуры, и понятно, что в связи с этим не имела ни сколько-нибудь устойчивых традиций, ни четко выраженного национального определения. Но, как и в других сферах жизнедеятельности, американская культура на воображаемой палитре жестко «фильтровала» цвета, укореняя и сохраняя в себе го, что соответствовало национальной идее или идее образования нации.
На этом пути априорно заложенная мультикультурность государства продолжительное время влияла на развитие театра и в избытке поставляла на «рынок» множество жанров, стилей, художественных течений. «Избыток» определяется вилкой между первыми театральными опытами XVII века и гастролями в ряде американских городов, начиная с Ныо-Йорка, Московского художественного театра (1923), чьи спектакли послужили началом формирования американской театральной школы и тем самым способствовали структуризации американского театра - как организационных его моделей, так и творческих.
Но для того чтобы понять, какую роль в американской театральной культуре сыграл МХТ, как повлияла на нее экспортированная артистами-
15
Во Второй главе - «Система» и «Метод», пути ассимиляции учения Станиславского в театральной культуре Америки (Болеславский - Страсберг — Казан) — проблема диссертации рассматривается в контексте толкования педагогических принципов учения Станиславского Ричардом Болеславским, Ли Страсбергом и Элиа Казаном и - соответственно - развития современного театра США.
В Заключении приводятся выводы, вытекающие из проведенного исследования, и формулируются его итоги.
Список использованной литературы и источников составлен из перечня библиографических материалов, которые были необходимы автору для написания диссертации и использованы в качестве методологической основы исследования.
16
ГЛАВА І «АМЕРИКАНСКИЕ СЕЗОНЫ» МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ СТАНИСЛАВСКОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ США
В сравнительно небольшом по объему, но фундаментальном по значимости труде «Ветви и корни» историк Художественного театра И.Н.Соловьева, приводя документальные свидетельства о миграции художсственников и их внутренне неразрывной связи с МХТ, воплощавшейся в самых неожиданных ракурсах, пишет: «Большинство эмигрантов расстались с МХТ в пору, когда энергия «крушения», «разветвления», «театрообразования» была органичной и мощной, - так или иначе эта энергия была наследственной для всех них: для людей третьестепенного дарования вроде Веры Греч и для гения Михаила Чехова». И далее: «Проблема «зарубежного» Художественного театра сплетена со всеми проблемами русского культурного зарубежья...»1
Из ряда определений, характеризующих эмигрантский ток - лучше сказать «ток», а не поток», ибо, несмотря на то, что уезжали и бежали второй волной не только одиночки, но и целые труппы («Летучая мышь» Никиты Балиева - первой, когда МХТ открыл свой сезон в Америке, балиевцы встречали прибывавшую на.«Мажестике» труппу в порту Нью-Йорка, Балиев же устроил встречу руководства МХТ с будущим импресарио американских гастролей М.Гестом; в этот же ряд следует поставить «Качаловскую іруппу», на три годы отъединившуюся от основного состава и дававшую спектакли преимущественно в Восточной
1 И.Соловьсва. Ветви и корни. - М.: МХТ, 1980. - С. 80, 68.
- Київ+380960830922