Ви є тут

Городская развлекательная культура пореформенной Москвы

Автор: 
Сариева Елена Анатольевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
156
Артикул:
134087
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Введение...........................................3
Глава I. Зимние развлечения москвичей
Описание Москвы..........................10
Театр....................................20
Клубы....................................22
Салоны, кружки, общества.................31
Манеж, балаганы, цирк....................36
Танцевальные залы........................42
Г лава II. Трактиры и рестораны
Трактиры.................................47
Рестораны................................64
Цыганские хоры...........................69
Русские хоры.............................75
Глава III. Летние развлечения
1. Городские увеселительные сады.........83
Первые увеселительные сады..............86
«Эрмитаж-»...............................95
2. Загородные увеселения................108
Петровский парк........................109
Сокольники.............................126
Марьина роща...........................134
Заключение.......................................142
Библиография.....................................144
Приложения.......................................152
з
Введение
В истории России 60-80-е годы XIX века, занимают особое месго. Освобождение крестьян и законодательство первого периода царствования Александра II открыли эпоху глубоких сдвигов в экономике и политике, необратимых, глубоких перемен в различных сторонах русской жизни. Они сопровождались бурным ростом городов, изменениями в мировоззрении и психологии людей, и, разумеется, влекли за собой социальные и культурно-бытовые преобразования. Яркую обрисовку этой эпохи дал известный публицист II.В. Шелгунов. В своих воспоминаниях “Из прошлого к настоящему» он писал: “С 1860 года начинается как бы иной “период” в работе общественной мысли. Работа эта не представляла особенной трудности, потому что ее программа была очень проста и заключалась в одном слове “свобода”. Внизу освобождались крестьяне от крепостного права, вверху освобождалась интеллигенция от служилого государства и от старых московских понятий. И более великого момента как этот переход от идеи крепостного и служилого государства к идее государства свободного, - в нашей истории не было, да, пожалуй, и не будет.... Мы просто стремились к простору, и каждый освобождался, где и как он мог и от чего ему было нужно.... Идея свободы, охватившая всех, проникала повсюду, и совершалось действительно что-то небывалое и невиданное”.1
Для нашего исследования особенно важно появление целых групп новых людей, порожденных эпохой “великих реформ”, получивших относительную свободу и возможность участвовать в общественной жизни. Новых людей, которые сдвинулись с привычных мест, пустились в предприятия, а то и в аферы, судорожно стремясь попасть в новую жизненную колею. Предпринимательская энергия крестьян, беспоместных дворян, вышедших в
1 Шелгунов Н.В. Воспоминания. -М-Пг., 1923. С.113.
14
Общественных садов и бульваров было 23. Причем, суда но пояснительной записке о состоянии московских общественных насаждений к 1 сентября 1865 года, все сады и бульвары находились в крайне неудовлетворительном состоянии: засохшие деревья, ветхие барьеры и скамьи, заглохшие дорожки и проч.1 Из находящихся в ведении города садов и парков самыми большими были Екатерининский парк (близ Екатерининского монастыря) и Александровский сад (или Кремлевский). Остальные сады и парки размерами поменьше в прошлом были принадлежностями городских дворянских усадеб, взятых в Дворцовое ведомство.
Общественные сады, парки и особенно бульвары стали объектом пристального внимания города в 1863 году. Городские власти быстро поняли, что они приносят городу некоторый доход от сдачи мест под торговые павильоны, под продажу цветов, напилков и т.д. Если за десять лет с 1863 по 1872 год на благоустройство и содержание садов и бульваров было затрачено 94.129 рублей, то в следующее десятилетие эти расходы сильно возросли вследствие активной деятельности по капитальному ремонту прежних и устройству новых садов и бульваров и составили уже 495.071 рублей.2 Таким образом, в начале 90-х годов в Москве было 48 бульваров и 16 садов и скверов.
Развитие промышленности, торговли и транспорта, классовое расслоение деревни, появление групп новых людей - все это расшатывает былую сословную обособленность. Особенно мучительно этот процесс проходит в Москве, за которой сохранялась слава «старорежимной».
Домашний обиход москвичей, в том числе семей, принадлежащих к “высшему обществу’" за редким исключением был далек от роскоши, и :>тим отличался от домашнего обихода петер-
1 Каменецкая Е.Н. Общественные садовые насаждения города Москвы. -М , 1896. С.З.
2 Там же. С.5.
15
буржцев. Древние дворянские роды в своих московских городских усадьбах жили по старинке, почитали обычай и сторонились петербуржцев, называя их чужеземцами. В патриархальной Москве почти не было правящего чиновничества и настоящей бюрократии, но было достаточно русского «барства» и, несмотря на московское радушие и гостеприимство, повсеместно соблюдалось правило: “Всяк сверчок знай свой шесток...”. До конца столетия в бытовой жизни Москвы встречаются резкие контрасты и противоречия, связанные с ломкой сословных перегородок. Однако, процессы, начатые в 60-х годах, окажутся необратимыми.
Большую роль в общественной жизни Москвы играло купечество. Оно значительно влияло на сборы в увеселительных местах и заставляло считаться со своими вкусами и пристрастиями. Поэтому западным развлекательным жанрам и исполнителям приходилось выдерживать конкуренцию с русскими и цыганскими хорами, всегда любимыми московским купечеством.
Европеизация, затронувшая все стороны общественной жизни России второй половины XIX века, могла бы стать отдельной темой исследования. В.О. Ключевский отмечал, что еще с середины XVII века на русское общество “стала действовать иноземная культура, богатая опытами и знаниями”.1 Причем, если раньше это западное влияние неравномерно проникало в разные слои населения, касаясь, прежде всею его верхних кругов, то в пореформенной Москве средние и низшие сословия постепенно все более ориентируются на Запад, перенимают обычаи, подражают модам европейского человека. Павел Иванович Богатырев, оперный певец, беллетрист, собиратель народных песен писал: “Европа ворвалась к нам, словно хлестнула нас огненной вожжой, и азиатская Рогожская нала. Угадав чутьем “новое”, она броси-
’Ключевский В О. Западное влияние в России после Петра // Ключевский В О. Неопубликованные произведения. -М., 1983. С. 13.