содержание
Стр.
введение............................................................ 2
ГЛАВА 1. ТРАГЕДИИ ШЕКСПИРА х4А СОВЕТСКОЙ СЦЕНЕ
1950-х ГОДОВ............................................ 18
ГЛАВА П. ТРАГЕДИИ ШЕКСПИРА НА СОВЕТСКОЙ СЦЕНЕ
1970-х ГОДОВ.............................................95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................163
СПИСКИ ЛИТЕРАТУР^..................................................190
2
ВВЕДЕНИЕ
Судьба наследия великого драматурга всегда представляет осо-бый интерес для исследователей. Кавдая эпоха, постигая глубину и самобытность его произведений, трактует творчество писателя с присущих данному времени позиций. Драматургия Вильяма Шекспира уже пять веков вызывает сильнейший интерес. Не подчиняясь власти капризной литературной и театральной моды, она устойчиво противостоит мощным наплывам новых течений и имен. Давно перешагнув границы узконациональной принадлежности, драматургия Шекспира стала достоянием мировой культуры.
Шекспир появился на подмостках русского театра в 50-х годах ХУШ столетия, когда был сыгран "Гамлет11 в переделке А.Сумарокова на основе французского перевода-пересказа Де-Лапласа. Русское искусство, принявшее в свое лоно драматургию английского’драматического писателя, обогатилось новым содержательным пластом. "Он (Шекспир - С.М.) сделался нашим достоянием,- говорил И.О.Тургенев,- он вошел в нашу плоть и кровь".^ Неслучайно именно драматургия Шекспира стала почвой для выявления различных общественных позиций и эстетических воззрений.
Наследие Шекспира в русском искусстве неоднократно служило предметом исследований. Глубокий, фундаментальный труд советских
р) —
шекспироведов "Шекспир и русская культура" раскрыл поэтапное
1) Тургенев И.(Трехсотлетие со дня рождения Шекспира).-В кн.: "Тургенев И. Собрание сочинений. В 12-ти т. Т.11.-М.:Государственное издательство художественной литературы,1956,с.190-191.
2) Шекспир и русская культура.-а1. ;Л. :Наука, 1965.
19
динарностью натуры, внутренней сложностью характера, необычной для 50-х гг. кажущейся нецельностью духовного мира. Шура Ведерников с трудом постигал высокую мудрость бытия, нередко оступаясь и сворачивая в сторону; Андрей Аверин искал собственную дорогу в жизни, решительно отвергая родительскую опеку; Яенька Шу-льженко с юношеской импульсивностью разрушала вокруг себя иллюзию благополучия, выстроенного "для галочки". Их объединял один мотив: борьба за правду, бунт против прагматизма, мещанства,лжи, любого проявления застоя, мешающего движению вперед.
Выход в свет этих пьес сопровождался оживленной полемикой в прессе,^в ходе которой отчетливо проявились новые черты, свойственные новому герою. Дискуссии отличались непримиримостью позиций и безапелляционностью тона, резкого и беспощадного к оппонентам. Критики выступали, по точному выражению Е.Холодова, в качестве прокуроров, адвокатов и судей над героями
р)
пьес. Сегодня очевидно, что неприятие или в лучшем случае сложное отношение к новому герою объяснялось инерционной приверженностью критиков к старым эстетическим нормам. Ростки нового не без труда пробивали себе дорогу, мобилизуя эстетическую мысль на выработку современных критериев в подходе к явлениям искусства.
.Особенностью новой драматургии стало обостренное внимание к частной жизни человека, его ежедневным проблемам и заботам.
1) См.: Дискуссия о пьесе А.Арбузова "Годы странствий".- Театр, 1954, №» 7,8,11,12.
Дискуссия о пьесе В.Розова "В добрый час!".-Театр,1955,№9. Дискуссия о пьесе А.Володина "Фабричная девчонка".-Театр, 1957,К» 1,4,5,б,7.
2) См.: Холодов Е. Последнее действие.-Театр, 1955,№ 1,с.Ю9.
20
Зто порождало признание самоценности личности з условиях поступательного развития общества. Пьесы "Перед ужином" и "В день свадьбы" В.Розова, "Мой бедный Марат" А.Арбузова, "Пять вечеров" и "Моя старшая сестра" А.Володина, написанные в 60-х гг., обнаружили новые аспекты в представлениях о жизни, человеке и времени.
Следствием стремительного развития драматургии явилась активизация режиссерского поиска. Открытия совершались на материале классики: это спектакли "Дело" А.Сухово-Кобылина и "Тени"
М.Салтыкова-Щедрина в Ленинградском театре им.Ленсовета, "Клоп" и "Баня" В.Маяковского в Московском театре Сатиры, "Оптимистическая трагедия" В.Вишневского в Ленинградском академическом театре драмы им.Пушкина, "Кремлевские куранты" Н.Погодина во МХАТе. Здесь нет парадокса, ибо первые пьесы нового периода,естественно, появились не сразу, тогда как новые идеи уже витали в воздухе и настоятельно требовали воплощения.
Раскрепощению режиссуры во многом способствовали возродившиеся в общекультурном контексте явления русской и мировой литературы. С середины 50-х гг. на сценах театров появляются инсценированные произведения Ф.М.Достоевского, сценическая история которых прервалась в начале 30-х гг. ^Творчество писателя стремительно возвращалось в духовную жизнь общества, привнося тот накал страстей, ту меру духовности, которые стали столь необхо-
1) В апреле 195? г. в Ленинграде проходила конференция, посвященная постановкам произведений Ф.М.Достоевского на современной сцене. Выяснилось, что за 2 года только в РС&СР было поставлено около 50-ти спектаклей по произведениям • 'о писателя.- См. об этом:Рабинянц ri. Проблемы русской классики на современной с це не.-Л.: ЛГИТМиК,197?.
- Київ+380960830922