Ви є тут

Система К.С. Станиславского в театре и театральных вузах Ирана

Автор: 
Махди Хамед Сагаян
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
222
Артикул:
133899
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Посвящаю моей любимой жене Азам с благодарностью за ее бесконечное терпение и помощь в работе
Оглавление
Введение 6
Глава I. Становление иранского театра 11
Часть1.Исследование иранских традиционных представлений 11
Театральные обряды в доисламском Иране 13
Переодевание (ряженые) и театральные/ритуальные танцы 13
Обряды на тему природы и плодородия 16
Театральные обряды на основе иранской мифологии 19
Религиозные обряды 22
Театральные обряды на темы исторических событий 23
Влияние древнегреческого театра в Иране 25
Театр в Иране в исламский период 26
Театральные обряды 27
Карнавальные представления 28
Уличные представления 30
Наггали 32
Тазийе 36
Рухози и комедийные представления 43
Театры теней и марионеток 49
ЧастьИ.Общетеатральные конвенции и общие черты иранских 51
традиционных представлений
Глава II. Современный театр Ирана 64
Театр Ирана с первой половины XIX в. до 1920 г. 64
Иранский театр с 1920 по 1979 гг. 71
Блестящий период иранской драматургии 80
3
обряды, но, по мнению Бейзаи, эго было нечто подобное «Трауру по Сиявошу».
Трагическая судьба Сиявоша - один из самых известных мифов Ирана. Сиявош был красивым и благородным царевичем, в которого влюбилась одна из многочисленных жен его отца. Сиявош не хотел предавать своего отца,и та женщина сама обвинила его в этом, сообщив царю, что Сиявош объяснялся ей в любви. Царь поверил ей, но, для того, чтобы проверить обвинение, Сиявоша, одетого в белое платье, верхом на черном коне провезли сквозь огни больших костров. Сиявош вышел из этого испытания живым и невредимым1. После этого Сиявош отправился ко двору туранского царя, чтобы спастись от козней царицы и подозрений отца. Там он женился на дочери царя, но через некоторое время брат туранского царя позавидовал ему и добился того, что царь изменился к царевичу. Сиявош, благодаря вещему сну, предчувствует свой трагический конец и говорит жене, что он будет убит и не найдется человека, который оплакал бы его. Сон сбывается: царь Турана отдает жестокий приказ отрубить Сиявошу голову.
Обычаи оплакивания и траура по поводу смерти Сиявоша были весьма популярны. Весть о злодейском убийстве Сиявоша вызвала среди иранцев волну горя, печали и возмущения. Они оплакивали его и носили траур. Обычаи оплакивания и траура в связи со смертью Сиявоша сохранялись в народе и постепенно преобразовывались в театральные обряды. Абубекр Наршахи в книге «История Бухары» (911 н. э.) пишет: «Жители Бухары пели горестные песни, музыканты играли их, сказители рассказывали. Эти обряды восходят ко времени более, чем три тысячи лет тому назад»2. Манера исполнения «Траура по Сиявошу» различается по регионам. А. Монгейт в книге «Археология в СССР» опубликовал изображения
' Ордалия огнем была одной из традиций древнего Ирана.
: Наршахи А. История Бухары, Париж, 1892, сгр.21.
21
настенных фресок в Пенджикенте, в окрестностях Самарканда1. По этим фрескам, чей возраст относится примерно к III В.до н.э.можно получить представление о том, как исполнялся обряд «Траур по Сиявошу» [см. из. 2J: женщины и мужчины бьют себя по голове и груди и несут погребальные носилки, на которых лежит красивый человек, изображающий Сиявоша. Некоторые участники обряда играют на музыкальных инструментах. Источники свидетельствуют о том, что театральные традиции, а именно пение траурных песен и стихотворные причитания, получили свое продолжение в Иране в исламскую эпоху.
4. Религиозные обряды
Корни религиозного мышления различаются на Востоке и на Западе. Дж. Кемпбел пишет. «Иногда делается упор на превосходящей силе Бога, а человек полностью зависит от этой силы (это взгляд религиозный); а иногда основной упор делается на человеке и силе его разума, способной к разрешению его проблем (это гуманистический взгляд). Первобытные люди на Ближнем Востоке и в древнем Египте, а также люди средневековья имели тенденцию к религиозному мышлению и рассматривали мир как находящийся во власти неба [т. е. Бога], вечный и не подлежащий изменению. В западном мышлении мир рассматривается исключительно с точки зрения человека, но в восточном миросозерцании нет явного противопоставления между богом и человеком. Для восточного ума эволюция является иллюзией»2.
Первым процессом религиозного мышления в Иране был зурванизм. Все сущее в мире, согласно этой концепции, создано Зурваном - богом Времени - из него самого, и судьба каждой вещи определяется им. Зурвана можно сравнить с древнегреческим Хроносом. Однако Зурван сотворяет
1 Монгайт Л. Археология в СССР, М., 1959, стр.95.
2 Брокст О. История театра, стр. 40.
22