ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................2
Гл. I Поэтика драматического действия...................28
§ 1 Организация драматического действия и авторское начало... 28 § 2 Элементы драматического действия: драматический поступок,
узнавание. Акцентирование в спектакле................73
Гл. I Хронотоп как аспект авторского начала и атмосфера
спектакля.........................................106
Заключение.............................................152
Примечания.............................................160
Библиография...........................................172
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема автора в творчестве и искусстве театра, в частности, - одна из нентратьных проблем современного искусствознания. Во второй половине XX века исследователями решительно выделялась необходимость теоретико-литератур ной рефлексии в этом направлении: «Даже... когда мы реконструируем понятия литературного жанра или философской школы, такие категории кажутся относительно слабыми, вторичными, нарочитыми в сравнении с основательным и фундаментальным комплексом автора и произведения»1.
Теория автора2 разрабатывает вопросы авторства в аспекте исторической поэтики, изучая связь произведения с субъектом творчества на определенных этапах исторического движения видов искусств. Важным в теории автора является и различение художника как исходной инстанции творчества с его творческой энергией и волей, «рассредоточенного» на всех уровнях произведения в его структурных составляющих, и автора как его оформленную в произведении функцию.
Художник - создатель новой реальности, произведения как художественного универсума, одновременно и носитель особой интерпретации мира и жизни, воплощаемого им, автором, в рамках исторически определенного канона, на данном уровне его «эволюции созревания»3. Отсюда возможность и необходимость дифференцировать художественный и авторский смысл произведения, что особенно актуально для исследуемой нами проблемы. Драматург, отдающий или предполагающий отдать свое произведение в театр, ставит и себя в положение интерпретатора собственного произведения: это явление можно условно именовать авторской «режиссурой». В воображении автора-драматурга всегда существует некий «идеальный» образ
•>
15
общий подход: разработку методологии анализа драматургического произведения, ориентированного на наиболее адекватное прочтение авторского замысла. Выявление авторского начала на такой доказательной основе даст, на наш взгляд, реальные научные подходы к прочтению пьесы, творчества драматурга в целом и интерпретационным процессам работы режиссеров. Для создания спектакля необходимо найти, извлечь из драматического сочинения идею смысла и, «присвоив», воплотить ее
Как любой деятель (делатель), драматург зависит от состояния объективного мира, который во многом определяет его творчество и творческое поведение. Как субъект словесно-художественной деятельности он обладает несравнимо большей степенью свободы, чем ученый-естествоиспытатель, что традиционно подчеркивается в эстетической и искусствоведческой литературе. В книге Р. Хорста, где в целом господствует некоторая схематичность, справедлив главный посыл. «Художественное произведение есть творческая деятельность автора, а не простой рефлекс действительности, который может быть уловлен и мертвым зеркалом. Отражение в ре&зистическом
__ ЛЛ
произведении проникает за внешнюю ооолочку действительности» . Решительней ставит акценты болгарский эстетик С. Василев: «Первичной, в смысле существующей д о (разрядка автора. - С.М.), для отражения и творчества не может быть ни отражаемая, ни отражающая материальная система, так как в процессе взаимодействия, отражения и творчества они обе создают получаемый результат. Вместе с тем, ведущей, определяющей, в смысле более активной, «диктующей» свою волю, одна из систем может быть и бывает нередко»4'. (Курсив наш. -С.М.)
Подчеркивая объективно-субъективную природу художественного творчества, отметим, что в драматургическом произведении (так же как
т4»
16
в эпическом или лирическом) не просто отражается объект авторского внимания, но и выражается отношение автора к изображаемому, что позволяет судить о ценностных ориентирах и идеалах автора.
Что касается «плана отражения», то драма (даже самые условные ее формы) представляют достаточно объективированную картину человеческого поведения, его духовной, физической, психической и интеллектуальной деятельности. Действие происходит сейчас - на наших глазах, в своей чувственной реальности. Персонажи говорят и действуют от своего собственного имени. С определенной долей условности можно сказать, что в пьесе как явлении художественного творчества преобладает внешняя действительность, а не внутренняя жизнь драматурга. Субъективность драматурга скрыта объективностью происходящего действия и существованием резко обособленных от автора персонажей.
Между тем, свидетельства самих драматургов и специалистов по психологии творчества говорят о необычно сильном эйдетическом воображении драматических писателей. «Драматический писатель, в силу того, что он должен улавливать героев в пластических очертаниях и изображать их слова и поступки намного отчетливее, чем это требуется от лирика или эпика, переживает наиболее напряженно воображаемые обстоятельства»46.
«План выражения» авторского начала в драматургии осложнен особенностями поэтики драмы. Во введении мы предлагаем возможную модель последовательного разбора драмы, в результате которого индивидуальное авторское начало открывается, на наш взгляд, достаточно отчетливо. Внимание будет сосредоточено на тех категориях, которые в большей степени зависят от субъекта словеснодраматического творчества. Категории и понятия, присущие всем родам
- Київ+380960830922