Ви є тут

Август фон Коцебу в России : К проблеме русско-немецких театральных связей

Автор: 
Мельникова Светлана Ивановна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2004
Артикул:
274355
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1-52 с.
Глава первая «А.Ф.Ф. фон Коцебу - личность. Биография, судьба»________________._____________________________________53-146 с.
К
Глава вторая «Феномен драматургии Коцебу»__147-205 с.
Глава третья «Первые переводы и постановки Коцебу в России.
Оценка его драматургии русской критикой__________________206-237 с.
Глава четвертая «Коцебу и проблемы развития русского актерского искусства и драматургии»_________________________________238-286 с.
Заключение 287-296 с.
Библиография
297-366 с.
2
ВВЕДЕНИЕ
Творчество немецкого драматурга Августа фон Коцебу вызывает особый интерес, будучи одним из существенных явлений в истории европейского театра. На протяжении более чем сорока лет (1790-1830) его пьесы не сходили со сцены, наряду с прозой, поэзией и мемуарами издавались огромными тиражами на немецком и русском, французском и английском, венгерском, итальянском, шведском, датском и других языках.
«Кто двадцать лет владел общим вниманием публики германской, французской, английской, русской, тот, Скриб он или Коцебу, не может не иметь каких-нибудь достоинств, и, по крайней мере, он угадал тайну увлекать свой век»1, — справедливо утверждал Н.А.Полевой. Между тем, до сих пор этот феномен практически не изучен. Более того, несмотря на огромный сценический успех, имя Коцебу стало синонимом посредственности. Хлесткий русский термин «коцебятина»2, введенный в оборот князем Д.П.Горчаковым и благополучно доживший до сегодняшнего дня, словно перечеркивает все произведения этого автора. Не последнюю роль сыграла в этом противоречивая политическая деятельность Коцебу, вызывавшая у современников неприятие, а у сторонников искусства вне политики - брезгливость. Своеобразие Коцебу, его экстраординарное положение в широком ряду драматургов «второго плана» приковывает к себе внимание как явление общекультурное, эстетическое, историческое и собственно театральное. Пожалуй,
1 Полевой Н. Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии // Репертуар русского театра. 1840. Т.1. Кн. 2. С. 4—5.
2 Горчаков Д Некоторые мысли о театре // Улей. 1811. Ч. 2. № 7. С. 50.
34
«актер» (Зауэрвайд оспорил устаревшее понятие «Komödiant», предложив новое, дожившее вплоть до сегодняшнего дня, а именно «Schauspieler»2).
Наиболее ценные страницы журнала посвящены истории немецкого театра в России, летоисчисление которого издатель справедливо ведет со времен царя Алексея Михайловича. Немецкий актер Зауэрвайд, выходец из Риги, первым поставил вопрос о единстве культурного пространства, связывавшего немецкую театральную культуру Митавы, Москвы, Ревеля, Риги и Санкт-Петербурга. Кроме того, Зауэрвайд составил список актеров и актрис русской, французской, немецкой и итальянской трупп с указанием амплуа, а также музыкантов двух оркестров, театральных директоров, машинистов, чиновников театральной конторы и перечень Санкт-Петербургских театров, которых, согласно информации Зауэрвайда, насчитывалось в 1784 году девять3. Таким образом, на страницах первого театрального журнала в России, изданного на немецком языке, выявлялся подлинный масштаб театрального дела в столице Российской империи.
Содержательны и другие немецкоязычные издания, являвшиеся важной частью петербургской журналистики конца XVIII — начала XIX века4. Анализ немецких петербургских журналов был проведен
1 Сиротинин А. Первый театральный журнал в России // Артист. 1890. Апрель. Кн.7. С. 44-47. Эта статья была перепечатана «Петербургским театральным журналом» в 1993 году (№ 2. С. 67-68).
2 Russische Theatralien. 1784. S.23-24.
3 Russische Theatralien. 1784. S. 64-73.
4 Journal für Literatur, Kunst, Luxus und Mode. Weimar. 1802-1804; Journal für Theaterund andere schone Künste. Hamburg. 1797-1800; Konstantinopcl und St.Ptcrsburg, der Orient und der Norden. St.Petersburg und Penig. 1805-1806; Nordisches Archiv. Leipzig und Riga. 1803-1809; Russischer Merkur. Riga. 1805; Ruthenia. St.Petersburg und Mitau. 1807-1811; St.Petersburgische deutsche Zeitschrift zur Unterhaltung gebildeter Stande. St.Petersburg. 1804; StPctcrsburgischc Monatschrift zur Unterhaltung und Belehrung. St Petersburg. 1805-1806. St.Petersburgische Zeitschrift. 1822-1826; St.Petersburgische Zeitung. St.Petersburg. 1727-1830; Der Frcimuthige, oder Berlinische Zeitung für gebildeter, unbefangene Leser. Berlin. 1803; Zeitung für elegante Welt Leipzig. 1801, 1804 -1816 и другие.
35
литературоведом Р.Ю.Данилевским, занимавшимся немецко-русскими литературными контактами1. Оценку прибалтийской немецкой периодической печати, публиковавшей рецензии на спектакли петербургского Немецкого театра, дал и тартусский ученый С.И.Исаков в работе «Материалы по русской литературе и культуре на страницах немецкой прибалтийской печати начала XIX века»2.
Материалы этих изданий редко использовались при анализе театрального процесса, хотя в них публиковались мнения немецких журналистов и о немецких, и о русских пьесах и их постановках. Позиции немецких рецензентов часто не совпадали с мнением русских театральных журнал истов. Сопоставление их суждений дает пищу для размышлений и неожиданных выводов относительно оценки театральных явлений исследуемого периода.
Существенными источниками по истории Немецкого театра в Санкт-Петербурге, а также деятельности Коцебу в России являются альманахи, посвященные текущей жизни театра. Самый первый из них - уникальный документ эпохи: это хранящийся в отделе «Росси-ка» Российской национальной библиотеки «Перечень всех представлений, данных Немецким театром в период с 20 февраля по 11 декабря 1799 года» с указанием пьесы и ее автора, а также списка членов труппы и других данных3. Этот документ заполнил «белое пятно» в истории Немецкого театра в Петербурге, поскольку сведения о самом начальном периоде жизни императорской труппы практически не были известны.
1 Данилевский Р. Немецкие журналы Петербурга 1770-1810-х гг. (характеристика литературных позиций // Русские источники для истории зарубежных литератур. Л., 1980. С. 62-106.
2 Исаков С. Материалы по русской литературе и культуре на страницах немецкой прибалтийской печати начала XIX века // Ученые записки Тартусского государственного университета. Тарту, 1966. Вып. 184. С. 142-202.
3 Verzeichnis der hier in St.Petersburg auf dem mit allerhöchster Erlaubnis eroffneten deutschen Theater vom 20. Februar 1799 bis inclusive den 11.Dezember gegebenen Vorstellungen. SPb. 1800.