Ви є тут

Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX века (Панч и Джуди)

Автор: 
Дреничева Светлана Юрьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
147
Артикул:
133280
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
Введение..................................................1
Глава I. Исторические корни английского кукольного
театра. Становление традиции.............................10
Глава И. Панч и Джуди: общий сценарий представления 82
Глава III. Панч и его родственники. Культурный контекст
площадного кукольного представления.....................115
Заключение..............................................137
Библиография............................................142
1
Введение.
Кукольный театр - одна из древнейших форм культурной деятельности человека. На протяжении многих тысячелетий кукла является нашим спутником, однако, вопрос о её возникновении и функциях остается открытым по сей день.
Тема данного исследования «Традиция площадного кукольного представления в английском театре XIX в. «Панч и Джуди». Для плодотворного исследования темы необходимо решить ряд вопросов. Прежде всего, это вопрос о том, что же такое кукла. Кукла неизменно увлекает в свое, игровое пространство, незнакомое, загадочное, подчас малопонятное, именно поэтому в ходе работы пришлось столкнуться с необходимостью привлечения разностороннего материала, отдельного изучения потребовала и фигура главного героя представления «Панч и Джуди». Именно с его специфическими чертами связаны части работы, посвященные разбору ритуальной природы куклы и особенностей пространства, в котором она существует. Отдельные сложности возникают и в связи с бытованием уличной комедии как устного жанра.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в отечественном и зарубежном театроведении определённым аспектам английского кукольного театра XIX в. не уделяется достаточного внимания. Авторы большинства отечественных работ, посвященных кукольному театру, разбирают либо отдельные, зачастую, современные формы представлений, либо описывают системы кукол, их функционирование и устройство1. Изучение же народного кукольного театра лишь в последние годы начинает всерьёз интересовать исследователей. О возможности специального, серьёзного изучения кукольной комедии одной из первых заговорила А. Ф. Некрылова в
1 Шафранюк В. А. Понятие о куклах - актерах и традиционные заблуждения. М., 2001.
12
Эйдофузикон - сложная модель театра, шести футов в ширину и восьми в глубину. Сценические задники в Эйдофузиконе представляли собой не роспись на плоском холсте, как это было принято в театре, но состояли из множества рядов плоских, выстроенных друг за другом полотен. Первой сценой, представленной Ж. Ф. де Лутербуром в экспериментальной модели театра на выставке, был вид сквозь лондонскую панораму из Гринвич парка. Передний план был выстроен из крошечных кусков пробкового дерева. Деревья в парке стояли отдельно друг от друга, видны были прогуливающиеся пары, моряки, сошедшие с корабля, собор Святого Павла, здания Сити, холмы Хайгейта и Хемпстеда, за ними - на горизонте - облака, вписанные в перспективу таким образом, что создавалось ощущение их плавного движения. Особое расположение ламп и фильтров позволило де Лутербуру добиться эффекта неба, подсвеченного лучами солнца. Фильтры и интенсивность света могли меняться, создавая всё новые цветовые эффекты.
Следующей, не менее впечатляющей сценой, представленной на выставке, было кораблекрушение 1786г., произошедшее во время небывалого шторма. Для передачи необходимого эффекта, де Лутербур вырезал волны из мягкой шерсти, покрыв их лаком, и установив на отдельные оси так, что каждая волна вращалась в направлении, противоположном следующей. Интересно, что вся конструкция управлялась поворотами одного небольшого рычага, вращение которого, в зависимости от скорости, вызывало возникновение волн в различных местах. Кроме того, выставка сопровождалась звуковыми композициями, лишь усиливавшими зрительные эффекты. Шумы и звукоизвлечения были также изобретены де Лутербуром. Так, например, музыка дождя создавалась за счёт непрерывного встряхивания в коробках мелкого зерна, шум волн имитировал горох,