2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.....................................................3 - 37
Глава I
Обрядовые формы зрелищных
представлений карачаевцев и балкарцев............38 -73
1 лава II
Культ и образ козла в обрядово-игровых представлениях карачаевцев и балкарцев.......... 74- 120
Глава III
Игровые формы зрелищных
представлений карачаевцев и балкарцев........121 - 174
Заключение............................................... 175 - 184
Список литературы и источников......................... 185 - 204
Информаторы.............................................. 205
Список имеющихся сокращений
206-207
3
ВВЦДЕНИЕ
Исследование истоков карачаевского и балкарского тс-агров представляет собой определенную трудность. Дело в том, ‘гго большая часть материалов по истории, этнот рафии и культуре карачаевцев и балкарцев, в основном, продолжает оставаться достоянием народной памяти. До сих пор не собраны, не систематизированы и не изданы в полном объеме материалы из истории обрядовых и культовых представлений, насыщенных танцами, пантомимой, диалогами, маскировкой и пр., словом, всеми теми элементами синкретического действа, в которых мы находим зачатки театрального искусства карачаевцев и балкарцев. В изданных к настоящему времени материалах по этно!рафии нетрудно заметить, что многие описанные в них обряды носят чисто театральный характер. Однако ученых больше интересовала этно-1рафическая сторона собранных ими сведений, и потому вопрос об истоках карачаевского и балкарского театров не получил в них должного отражения. Тем не менее, именно этнографам и фольклористам мы больше всего обязаны возможностью развить и исследовать эту тему. Они первыми зафиксировали и сохранили для потомков уникальный этнографический и фольклор! гый матсриачы, содержа! ше которых по-
19
Тейри, сени кьулунгма, кесим да нарт улума!
Суу Тейриси, суудан салгьанса кьанымы,
Кек Тейриси бергенди жанымы.
Джер Тейреси аниіабла тойдурдуиг,
Дпсатыдан маїла бсриб сойдурдунг.
Наргла бары жараяылдыкъ, Тейри, кьанынгдан,
Наргха егдю хар бир жигинг санингдаїї.
Ваш у рама, таї чыбыклай, ийилип,
«Тейри» - дейме, хар зачанда сюйюнюп.
Тейри, я раб твой, и сам из наргов!
Тейри воды, гы сопгворил мою кровь из воды,
Тейри неба, дат мне душу.
Тейри земли едой насьггил.
Через Боїа Охоты живогных освежевав.
Все паргы созданы, Тейри, из твоей крови,
В нартов перешла твоя плоіь.
Кланяюсь тебе, согнувшись, как ивовый иругик,
«Тейри !» произношу каждый раз с благоговением (115^283/582)!
В літгсратурпом памятнике ХУ века «Карча» говорится о семи образах Тейри: О самом Тейри {Тейризим), Бог мирозданья (Джузсн), создавший воду (Сууанск), создавший солнцс-нсбо (Кюнелик Тейризим), создатель души (Джанелик Тейризим), создатель Вселенной (Джузелик Тейризим), создатель -земли (Езелик Тейризим) (182:297).
20
Памятник «Карча» повествует о событиях, произошедших с карачаево-балкарским народом после ран рома Великого аланского государства с 1395 по 1458 года, года смерти великого карачаево-балкарского полководца Карча, сумевшего силой своего государственного и организаторского таланта, объели нот ъ остатки племен, в единое государство «Бирсил Карачай» (Единый Карачай). В произведении рассказывается, как чудом уцелевшие после разгрома Алании представители разли‘гш>1х племен организовывались в единую нацию. Этот литературный памятник является неопровержимым доказательством того, что еще ХУ в. карачаевцы и балкарцы продолжали оставаться тенгри-анцами. Приведенная выше цитата яркое т ому подтверждение. Естест-вспно, что среди различных племен были и такие, для которых ислам являлся основой духовной жизни, вероятно, таких становилось большинство и постепенно предки карачаевцев и балкарцев присоединились к ней. Сказать, что эта конфессия для них неприемлема невозможно. поскольку очень многое в мусульманстве совпадало с тенгри-анским. И, тем не менее, понадобилось несколько столетий, чтобы ислам полностью охватил карачаево-балкарский народ. Карачаевцы и балкарцы вплоть до ХУ 111 века оставались в большинстве своем тсн-фианцами, несмотря на то, что они испытывали определенное влияние и христианства и мусульманства и иудаизма о чем свидетельствует наличие христианских храмов (самых древних) на территории Карачая и Балкарии, а также названия некоторых обрядов и понятий.
Наши данные о проникновении ислама в жизнь карачаево-балкарского общества фрагментарны. Современные ученые утверждают, чю мусульманская религия была известна нашим предкам уже в XIУ - ХУ веках, но значительное влияние она приобрела лишь в к.
- Київ+380960830922