2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В УФЕ 17
§ 1. КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ УФЫ В КОНЦЕ ХУШ В. И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 17
§ 2. ДОМАШНИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СПЕКТАКЛИ 22
§ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ АНТРЕПРИЗ 24
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В УФЕ И ГУБЕРНИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД 28
§ 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СПЕКТАКЛИ В УФЕ И ГУБЕРНИИ 28
§ 2.1ЮРОДСКОЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР В УФЕ 32
§ 3. ЧАСТНЫЕ ТЕАТРЫ 40
ГЛАВА 3. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ УФЫ В КОНЦЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX ВВ. 43
§ 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ СПЕКТАКЛИ В УФЕ И ГУБЕРНИИ 43
/./. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УФИМСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ПЕНИЯ, МУЗЫКИ И ДРА МА ТИЧЕСКОЮ ИСКУССТВА 13
1.2. ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О НАРОДНОЙ ТРЕЗВОСТИ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ 59
1.3. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В УФЕ В КОНЦЕ XIX - НА ЧАЛЕ XX ВЕКА 63
§ 2. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ В УФК В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ НА УФИМСКИХ СЦЕНАХ 69
§ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УФИМСКИХ ЧАСТНЫХ ТЕАТРОВ 88
§4. ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ В УЕЗДНЫХ
ГОРОДАХ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. 122
§ 5. ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЛО В УФЕ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
150
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 160
ПРИЛОЖЕНИЯ
17
ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В УФЕ
§ 1. КУЛЬТУРНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ УФЫ В КОНЦЕ ХУШ В. И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Культурная жизнь населения г. Уфы в первые столетия ее существования формировалась под непосредственным воздействием культуры наиболее крупных городов России.
Бытовая жизнь Уфы XVIII в., как и других провинциальных городов России, протекала довольно вяло, однообразно. Увеселения и праздники чаще всего носили религиозный характер. Эго ежегодные крестные ходы 6 января и 1 августа, когда из Уфимского кафедрального собора торжественно выносилась особо чтимая икона Смоленской Божией Матери, а также крестный ход 7 июля из г. Уфы в село Богородское с иконой Казанской Божией Матери. Но постепенно в жизнь горожан стали проникать светские элементы - устраивались народные развлечения, торжества, которыми отмечались важные политические события: победы русской армии, коронации царей и т.д. Описание одного из таких праздников оставил нам И.К. Кириллов. Сообщая в феврале 1735 г. в Кабинет Министров о том, как в Уфе предполагается отметить годовщину восшествия на престол императрицы Анны Иоановнм, ом писал, что распорядился «по церковному молебствии от полку троекратным боевым огнем из пушек пальбу учинить, ... а ввечеру малой ферверк сжечь».“
В ХУШ веке в Уфу начинает проникать дух Просвещения.
Во многих источниках, отражающих атмосферу жизни местного общества конца XVIII века, явственно прослеживается тенденция "вольнодумного века". Таковы, например, "Записки" дворянина Г.С. Винского, попавшего в Уфу в ссылку, что не мешало ему с 1783 по 1795
61 История Уфы. Краткий очерк. Уфа, 1981. С. 48.
IS
год давать уроки дворянским детям. Г.С. Винский открыто поклонялся, не скрывал своего отношения к Вольтеру, Руссо, Ьюффону. Таких же взглядов придерживались уфимцы II.В. Чичагов, Л.И. Арсеньев, В.В. Романовский, С И. Аничков, имевший прекрасную библиотеку. Богатую библиотеку имел также И.И. Квашнин-Самарин, ее украшали собрания сочинений Вольтера/3
Превосходная библиотека имелась у Пекарского. Но большинство библиотек уфимцев насчитывало всего несколько книг, купленных но случаю. Часто среди этих немногих книг были театральные произведения -любовь к театру исподволь зрела в местном обществе. Так, библиотека тетушки С.Т. Аксакова «состояла из трех книг: «11есепннка», «Сонника» и какого-то театрального сочинения вроде водевиля».4’
Появление в Уфе ссыльных польских конфедератов, сосланных в 1772 г. в города и крепости Оренбургской губернии за участие в антирусском национально-освободительном движении, подтолкнуло и ускорило процесс европеизации местного общества, заронило зерна идеологии Просвещения в умы и сердца уфимских дворян.
Среди ссыльных были богатые и бедные шляхтичи, духовенство, мужчины, женщины, дети. Ссылались целыми семьями. В Оренбургском крае было около 1000 человек.
Более 200 человек были оставлены на жительство в Уфе, где в то время проживало около 3000 жителей. Среди сосланных в Уфу были и польские помещики, и учителя, и ксендзы - католические священники. Уфимская администрация и особенно высшее Уфимское общество отнеслись к сосланным весьма доброжелательно: администрация
предоставила нм полную свободу, а дворянство встретило их как
м Барсов Н.Н. 11срвыс читатели и мемуаристы нашего кроя'1 По тронам былого. Уфа 1980. - С.74-75
‘’Там же. - С. 75-76.
- Київ+380960830922