Оглавление
Введение............................................................2
Глава 1.
Комедии-сказки Людвига Тика и наследие Уильяма Шекспира 23
Глава 2.
Людвиг Тик - реформатор немецкого театра.............................72
Глава 3.
Театральная практика Людвига Тика. Постановки в Берлине и Потсдаме.
......................................................................107
Заключение..........................................................148
Список литературы...................................................154
V
Введение,
На рубеже XVIII- XIX веков участники Йенского романтического кружка поставили вопрос о переосмыслении роли искусства, театра в жизни общества, о национальной особенности немецкой культуры. Необходимо было обозначить и подлинное место театра среди других искусств. «Сам театральный мир трактовался как наиболее отвечавший запросам романтизма, как царство фантазии, свободы, игры. Наступило время смелых проектов и визионерских откровений, дерзких и непривычных замыслов, поэтических драм, так часто и не нашедших своег о места на сцене. Образ идеального театра, призванный напомнить об эпохе Возрождения и средневековых мистериальных действах, жил лишь в философско-эстетических штудиях»1. То, о чем мечтали романтики, имеющие отношение к театру, их проекты и предполагаемые реформы, большей частью осталось нереализованным. На сцене царила мещанская драма, и над требованиями и вкусами публики оставалось только зло иронизировать. Однако существовали проекты, которые не только нашли свою сцену, но, продержавшись там пусть короткое время, сумели повлиять на дальнейшее развитие и расцвет театрального искусства в Германии. Одним из театральных деятелей немецкого романтизма, и, пожалуй, единственным, которому удалось пройти путь от мечты об идеальном театре до возможности ее воплощения на лично спроектированной сцене, является Людвиг Иоганн Тик (1773 - 1853).
В своих комедиях Тик разрушал общепринятые законы построения пьесы, в своих постановках он возрождал забытые возможности театральной сцены. «Как ни парадоксально, - пишет исследовательница
\Макарова Г.В. Театральное искусство Германии на рубеже Х1Х-ХХ веков. Национальный стиль и формирование режиссуры М., 1992. С.61.
(\7
2
шекспировской сцены в немецких театрах» (1967), одна из основных глав посвящена работе Тика в Потсдамском Придворном театре, и в частности -его постановкам «Сна в летнюю ночь» и «Антигоны», в которых удалось почти полностью реконструировать при помощи художников и архитекторов сцену, похожую по устройству на елизаветинскую. Для Нуссель Тик был не первым, но основным немецким режиссером-посгановщиком, который сумел показать пьесу Шекспира в адекватном ей пространстве (первым, кто построил для спектакля сцену по образу елизаветинской был Карл
- ло
Иммерман, поставивший в 1840 году «Двенадцатую ночь») . Собственно, вокруг деятельности Тика как реконструктора сцены и строится исследование. Однако в целом диссертация является скорее работой по исследованию технических сторон постройки елизаветинской сцены. Важно, что текст снабжен ценными немецкими театральными архивными материалами с изображениями схем и планов проектов, видами в разрезе и т.н. Работа Нуссель рассматривает лишь один из этапов деятельности Тика, но такой, в котором он добивался воссоздания атмосферы, духа произведения автора, через воплощение сценической площадки его времени.
Другой, уже американский исследователь немецкого театра, Манфред Шмелинг в статье «“Театр в театре” и “театр мира”: темы игры и разрушения в романтической драме»29, написанной в 1994 году, рассматривает Тика как основоположника «игры в театр», автора, интересного именно сложными драматургическими конструкциями.
Современный польский автор Иоламга Шафаж, напротив, делает предметом своего исследования - «Концепция драмы Людвига Тика», опубликованного в 1997 году, - исключительно драматургический период творчества Тика, и считает его дальнейший практический опыт неудачной попыткой воплотить на практике теоретические идеи, так блестяще
28 См • Nussei H. Reconstruktionen der Shakespeare-Bühne auf dem deutchen Theater. Köln, 1967.
29 Schmeling M. “Theater in the theater” and “World theater”: Play thematics and the breakthough of romantic drama//Romantic drama. Washington, 1994.
15
- Київ+380960830922