Ви є тут

Эволюция типов щеголя и щеголихи в комедийных жанрах русской драматургии и театра второй половины XVIII - начала XIX вв.

Автор: 
Мирутенко Кира Сергеевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
329
Артикул:
173037
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.................................................................4
Глава 1. Историография образа щеголя...................................15
1. Фигура щеголя второй половины XVIII - начала XIX вв.
в воспоминаниях современников и трудах исследователей последующих лет...............................................15
1.1. Вольтерьянство как один из основных факторов, повлиявших на формирование мировосприятия
щеголей....................................................29
2. Щеголи и щеголихи на страницах периодической печати
второй половины XVIII - начала XIX вв...........................45
3. Щеголи и щеголихи - персонажи лубочных картинок и народного театра второй половины XVIII - XIX века.................68
4. Щеголи в отечественной оригинальной и переводной
литературе второй половины XVIII - начала XIX вв................73
Глава 2. Анализ эволюции образов щеголя и щеголихи в русской
драматургии и театре второй половины XVIII - начала XIX вв 85
1. Общий обзор текстов, отобранных для исследования................85
2. Щеголи и щеголихи в комедиях А.П.Сумарокова.....................91
3. Анализ типовых примет щеголей и щеголих в русской
комедии второй половины XVIII- начала XIX вв...................114
3.1. «Говорящие имена»........................................115
3.2. Галломания как ведущая типовая примета
щеголей...................................................119
3.3. Поверхностное вольтерьянство.............................129
3.4. Паломничество в Париж как «школа»
поверхностной галломании..................................137
3
3.5. «Модное» воспитание. Французские учителя и гувернантки.................................................146
3.6. Модные лавки как «училище» нравов петиметров...........150
3.7. Щегольской жаргон...........................153
3.8. Внешние приметы щеголей - наряд, прическа,
атрибуты................................................161
3.9. Основные занятия и привычки петиметров.................170
3.10. Щеголихи..............................................187
3.11. Ветреность и непостоянство щеголей и кокеток.
Отношение к браку......................................203
3.12. Мотовство щеголей. Разорение крепостных...............215
4. «Дворянящиеся» купцы..........................................221
5. Слуги-щеголи..................................................225
6. «Исправившиеся» петиметры.....................................233
7. Сценическая история типов щеголя и щеголихи...................243
7.1. Сценическая история типов щеголя и щеголихи
по данным архивных документов и воспоминаниям современников...........................................243
7.2. Ремарки как источник реконструкции сценических вариантов щеголя и щеголихи.................................256
Заключение..............................................................262
Приложение 1............................................................271
Приложение 2............................................................274
Литература..............................................................309
31
«вольнодумство» от более серьезного «вольтерианства». Термин этот, утвердившийся в русской литературе (и жизни), очень недостаточно и односторонне выражает сущность того течения, из которого впоследствии оформились как идейный радикализм, так и существенно отличный от него «нигилизм»1. Имя Вольтера поделило мыслящую часть общества на тех, кто защищал «старину», традиции (в отношении к религии, в быту, в идеях), и тех, кто выступал за обновлсЕше во всех сферах жизни.
История бытования вольтеровских идей в России подробно изложена в трудах таких исследователей, как П.Р.Заборов и К.Н.Беркова. Укреплению авторитета Вольтера в начале 1760-х гг. во многом способствовала сама Екатерина II. Взаимоотношения Вольтера с русской императрицей представляют особый интерес. 1763-1778 (годом смерти философа) датируется переписка между ними. Вольтер верил в идею «просвещенной монархии» и в письмах пытался наставить на этот путь Екатерину, затрагивая множество вопросов российской внешней и внутренней политики. С.М.Соловьев так объяснял причины повышенного интереса императрицы к Вольтеру и философам его круга: «Екатерина давно уже сознавала важное значение, приобретенное литературою, то руководительное значение, какое получили литературные вожди и патриарх их Вольтер. Теперь она вступила на престол при таких обстоятельствах, которые заставляли ее внутри и вне искать союзников, приверженцев, оправдателей, хвалителей. Понятно, что, обращаясь на Запад, желая там внушить уважение к себе, доверие к своей силе и прочности своего престола, она не могла не остановиться на Вольтере»2.
Еще до переписки с Вольтером, Екатерина предпринимала неоднократные попытки оказать покровительство французским просветителям: Даламберу было сделано предложение стать воспитателем наследника Павла, Екатерина
1 Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - С. 84.
2 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - С. 641.
32
купила библиотеку Дидро и предлагала энциклопедистам перенести свое издание в Ригу.
Годы спустя, в 1778 году, после известия о смерти Вольтера, Екатерина писала в одном из писем: «Вольтер - мой учитель. Он, или вернее его произведения образовали мой ум. Когда я была моложе, я любила нравиться ему; мне самой нравились только те мои поступки, которые достойны быть сообщенными Вольтеру, и я его тотчас же уведомляла о них»1. Тогда же, после смерти философа, Екатерина подписалась на сто экземпляров полного собрания его сочинений: «Дайте мне сто экземпляров произведений моего учителя, чтобы я могла разместить их повсюду. Хочу, чтобы они служили образцом, хочу, чтобы их изучали, чтобы их заучивали наизусть, чтобы умы питались ими; это образует граждан, гениев, героев и авторов; это разовьет сто тысяч талантов, которые без того потеряются во мраке невежества»2. Однако, когда полное собрание сочинений Вольтера увидело свет, Екатерина писала: «Но послушайте, кто же в силах одолеть 52 тома сочинений Вольтера! Когда издание выйдет в свет, купите на мой счет 2 экземпляра»3. После кончины философа Екатерина приобрела у племянницы Вольтера его библиотеку, украсила свой дворец его бюстами, которые после событий французской революции были спрятаны в подвал. Многое изменилось в отношении к Вольтеру, его идеям и в Европе, и в России. Да и сам Вольтер всегда отчетливо понимал намерения императрицы, и в одном из писем Даламберу писал: «Философии не приходится особенно хвалиться такими ученицами... как прекрасная Като» (так он называл Екатерину)4. Такова вкратце история отношений русской императрицы и Вольтера.
1 БерковаК.Н. Вольтер. - М.: ОГИЗ, Соц.-экон. гос. изд, 1931. - С. 210.
2Там же. -С. 214.
3 Там же.
* Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 216.