2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ----------------- ' -.....■■■■■ 3
Глава I. Спектакли по романам Ф.М.Достоевского с середины 1950-х годов до середины 1980-х годов------------------------------- 14
Глава П. Спектакли по романам Ф.М.Достоевского с середины 1980-х до конца 1990-х годов
1. Особенности построения конфликта-------------55
2. Особенности характеров персонажей------------ИЗ
3. Организация театрального пространства-------125
4. Музыкально-звуковые приемы------------------151
Заключение--------------------------------------------------162
Библиография
167
3
Введение
В мировом театральном процессе творчество великого русского писателя Ф.М.Достоевского занимает особое место. Известно, что сам он не создал ни одного драматургического произведения. Тем не менее, его проза давно питает сценическую культуру разных стран.
Произведения этого писателя являются одной из важнейших составных репертуара российских театров, но особенно они оказались необходимыми сцене и зрителю на рубеже 1980-90-х годов - в период, считающийся временем кризиса российского общества, слома традиционных отношений практически во всех сферах, в том числе и в искусстве. По всей видимости, такое мировоззрение совпадает и с ощущениями самого Достоевского: ведь писатель сам жил в эпоху острейших реформ и ясно сознавал кризисное ощущение в своем творчестве: «Мы переживаем самую смутную, самую неудобную, самую переходную, самую роковую минуту, может быть, из всей истории русского народа»1, - писал он в 1873 году на страницах «Дневника писателя».
«Когда мы находимся в катастрофической ситуации, когда мы ощущаем, что жизнь - лишь жаркая ломовая рана, когда мы дышим в отчаянии и считаем, что надежды нет, тогда нам читать Достоевского»2, - утверждал великий немецкий писатель Г.Гессе, полагая: именно в таком состоянии мы действительно понимаем Достоевского; потому что тогда мы не наблюдаем, не исследуем его героев, а сами становимся их братьями.
1 Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Т. 12. JI., 1988. С.59.
2 Цит. по: Lavrin J. Dostojevskij. Hamburg. 1963. (tran. in kor.) Seoul. 1997. P. 249.
ш
17
«величие человеческой личности, призванной нести в мир добро»35.
Возможность облечь в плоть и кровь замысел постановщика помогло появление в роли князя Мышкина молодого актера И.М.Смоктуновского, которого Н.Я .Берковский в работе, посвященной спектаклю, назвал «весной света»36. Д.И.Золотницкий с восторгом описал исполнение Смоктуновским роли князя во второй редакции спектакля 1966 г.: «Естественный человек, один остающийся самим собой, не тронутый страстями века, не извращенный, вступает в пучину и гибнет, не в силах спасти этот безумный, безумный, безумный мир. Талант естественности, который так светло передает Смоктуновский в своем Мышкине, обречен в кругу тяготений, порываний, отталкиваний, в чаду алчных, своевольных страстей. Смоктуновский играет дерзко - так только и можно выиграть эту роль»37. Смоктуновский-Мышкин показан действительно чистым, светлым, идеальным образом, которого тогдашний зритель так долго ждал и мечтал увидеть не только в театре, но ещё и в жизни.
Князь Мышкин является воплощением образа Христа-спасителя. Особенная его сила, широко влияющая на окружение, это сила «смирения», которую один из молодых героев романа (Ипполит) называет «христианским».38 Да и сам Достоевский в своей черновой тетради пишет: «Смирение - самая страшная сила, какая только может на свете быть!» 39 Именно этим отличается князь Мышкин от окружающих его, в большинстве своем эгоистичных, людей; именно эта сила помогает ему слушать, утешать, защищать других несчастных. И
35 Рабинянц НА. Проблемы русской классики на современной сцене: Спектакли по Достоевскому 1950-1970-хх гг Я, 1977. С.59.
36 Берковский Н Я. Достоевский на сцене // Литература и театр. М., 1969. С.558.
37 Золотницкий Д.И. О двух Смоктуновских (Нева, 1966. №12) // Премьеры Товстоногова. М., 1994. С. 179-180.
38 См.: Достоевский Ф М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. Я, 1988. Т.6. С.397.
39 Цит. по: Мочульский К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М., 1995. С. 392
18
именно она становится причиной того, что князь Мышкин, возвращающийся на родину из Швейцарии, изначально видится окружающим «не таким, как все».
В самом начале романа при первой встрече Рогожина с князем Мышкиным Парфен характеризует его весьма точно: «Ну, коли так, совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких, как ты, бог любит!»40. В произведениях Достоевского часто можно увидеть, что физическая и духовная силы не могут одновременно преобладать в одном человеке.41 Однако, мотив «юродивого» более всею связан с «пассивным характером» героя. Н.Я. Берковский отметил в своей работе, появившейся после спектакля Товстоногова: «На взгляд Достоевского, князь Мышкин с его способом жить, думать, чувствовать, поступать — это и есть единственное спасение для человечества. Но есть еще и другой взгляд у автора на героя романа, и тогда спаситель в глазах автора полон самого унизительного бессилия».42 У Мышкина нет активных деятельных сил. Он не воздействует активно на других, хотя его влияние распространяется широко и сильно.
Кроме того, его добродетельность, не совместимая с земной грязью, не вполне благо ни для него самого, ни для его окружения.
Н.А.Бердяев считает, что именно эта чистая ангельская душа Мышкина, которая не может гармонировать с земной жизнью, провоцирует трагедию Мышкина и окружающих; «Достоевский показывает, как в чистом ангелоподобном существе раскрывается больная любовь, несущая гибель, а не спасение. [...] Он хотел бы перенести в вечную
40 Достоевский Ф.М. Собр. соч. Т. 6. С. 16.
41 Автор уже в своем предыдущем романе «Преступление и наказание» словами Свидригайлова сказал: «... здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну, а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира [...]». Т. 5. С. 272.
42 Берковский Н.Я. Достоевский на сцене // Литература и театр. М., 1969. С. 559.
- Київ+380960830922