Ви є тут

Становление и развитие организационно-творческой системы российских императорских театров в первой трети XIX века

Автор: 
Телякевич Наталья Константиновна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
171
Артикул:
134031
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Г.ПАВА ПЕРВАЯ
Из история становления института театральных директоров от основания Российского театра и до конца XVIII столетия
ГЛАВА ВТОРАЯ
Императорские театры при главном директоре зрелищ и музыки А .71.Нарышкине
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
А .А .Майков как управляющий Московского императорского театра. Радикальное администрирован йе П.И.Тюфяюша и художественны й процесс
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Театральный Петербург и Москва в третьем десятилетии XIX века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЫШЛИО! РАФИЯ
5-39
39-74
74 121
122 142
143-149
149-154
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной историко-театральной литературе существует крайне мало специальных исследований, в которых рассматривалась бы деятельность организаторов театрального дела. Даже первый директор театра в России Александр Петрович Сумароков привлекал внимание 'театроведов скорее как драматург, но меньше всего как организатор театрального дела. Между тем, в истории национального русского театра Сумароков выступает не только как выдающийся драматург, но и как организатор театрального дела, - художественные и организационные проблемы занимали его в равной мере.
В отличие от Сумарокова, его преемники в области организации театрального дела находились в более выгодном положении, потому что имели возможность полностью сосредоточиться на организационных вопросах, когда отечественный профессиональный театр обрел собственную драматургию, официальный статус и, следовательно, достаточно ясные очертания и относительную стабильность на первом этапе своего развития (1756 1766). Тем не менее, после Сумаро кова немаловажная роль 'театрального организатора отступает для театроведов на второй план, и ее начинают рассматривать как вспомогательную по отношению к сценическому искусству. Но Театр не ограничивается только сценой - главной его частью. Он включает в себя и другие виды деятельности, от которых часто зависит благополучие сценического искусства. Стремление к общей цели объединяет множество театральных профессий, но именно организатор регулирует их взаимоотношения в повседневной жизни творческого коллектива. Обращение к деятель ности театральных организаторов, их политике, так или иначе влиявшей на театральный процесс в России первой трети XIX столетия предпринимается впервые.
В этом состоит научная новизна работы.
Опубликованное сравнительно недавно исследование историка театра Г.З.Мордисоиа «История театрального дела в России. Основание и развитие государственного театра в России XVI XVIII века» (СПб.,1994), где подробно освеща
14
пего настоящим подарком судьбы. Чрезвычайно одаренный Волков не имел на сиене достойных соперников, а в организационной деятельности с ним мог соперничать только Сумароков. Огромный творческий потенциал за неполные 35 лет жизни позволил Волкову достигнуть высот гениальности, стать неподражаемым актером, талантливым режиссером и театральным организатором. В последней ипостаси он даже превзошел первого директора Российского театра. Чтобы убедиться в этом, возьмем хотя бы три основных момента: до приезда в Петербург первый российский актер успел организовать театр и сформировать труппу в Ярославле. В заговоре против Петра III он принимает самое активное участие как сторонник возведения на престол Екатерины II, при этом используя свои незаурядные организаторские способности и актерский талант в роли пламенного трибуна. Наконец, Волков, при участии Сумарокова и М.М.Хераскова сочинил, организовал и срежиссировал грандиозное массовое действо «Торжествующая Минерва», ставшее «лебединой песней«* актера. По словам Я.Штелина, Волков об ладал «бешеным темпераментом», который, но всей видимости, ускорил безвременную кончину выдающегося человека своего времени.
Сумароков и Волков первыми приняли на себя муки профессионального творчества и с честью их выдержали, на определенном этапе существенно обога тив русскую культуру. Благодаря двум великим современникам, обладавшим к тому же незаурядными организаторскими способностями, рождение национальною театра стало свершившимся фактом.
При учреждении «вольного» русского театра, у Елизаветы Петровны, по всей вероятности, не было полной уверенности относительно положительного результата. То есть, создание национального театра мыслилось ей экспериментом, в итоге растянувшимся почти на дна с половиной года. И тут не приходится говорить о «вольном» театре как о составной части единой системы придворных театров. С самого начала он не подчинялся Придворной конторе, но зависел от нее экономически. Отсюда не трудно понять причины сложного материального положения Российского театра, ухудшавшееся с каждым годом. Переход в ведение
15
Придворной конторы (1759) оказался для русской труппы единственно приемлемым решением, но при этом, се директор утрачивал самостоятельность, наряду с перспективой пребывания на своем посту.
Долгое противостояние между Сумароковым и начальником Придворной конторы Сиверсом завершилось не в пользу директора Российского театра. К тому же в глазах многих представителей двора он успел заработать репутацию ярого антагониста. Попав в сложное положение, никак не отвечавшее интересам Российского театра, Сумароков принял мужественное решение уйти в отставку (1761). Это можно расценивать как отстранение, однако, в распоряжении Елизаветы Петровны говорилось: «Господина бригадира Сумарокова, имеющего дирекцию над российским театром, по его желанию от сей должности уволить».22
В конце 1766 года в театральном деле начинают происходить решительные изменения, повлиявшие и на дальнейшее развитие сценического искусства. По указу Екатерины И, последовавшему 20 декабря 1766 года, все придворные труппы и театральное хозяйство подчинялись Дирекции придворных театров и музыки. Это стало самым важным нововведением после учреждения Российского театра. Отныне директор наделялся солидными полномочиями и мог руководить уже всеми сторонами театрального процесса. Выход придворных театров из-под опеки Придворной конторы и подчинение их непосредственно театральной Дирекции, раскрепостил Российский театр. Перед ним открылись новые возможности, позволившие на протяжении 60-ти лет осуществлять важные преобразования вплоть до 1826 года, т.е. до того момента, когда театральная Дирекция перешла в прямое подчинение Министерства императорского двора.
Период директорства Сумарокова все же нельзя назвать временем, окончательно заложившим основы в отечественном театральном деле. Как художник он сделал очень много, но в организационной деятельности не достиг желаемого ре зультага. Первый директор не преуспел в деле улучшения материального положения Российского театра, хотя в другом гасударственном учреждении ему это
22 Ф.Г.Волков а русский театр его времени. С. 1АЛ.