Ви є тут

Связи с общественностью в театральном деле

Автор: 
Апфельбаум Софья Михайловна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
173057
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..........................................................3
Глава 1. Теоретические основы связей с общественностью...........12
§1. Связи с общественностью: основные понятия и направления
деятельности................................................12
§2. Предпосылки развития и этапы становления связей с
общественностью в XX веке...................................27
§3. Значение связей с общественностью в современном
коммуникативном пространстве................................39
Глава 2. Особенности применения связей с общественностью в
театральной сфере................................................52
§1. Театр в современном коммуникативном пространстве........52
§2. Специфика отношений театра с основными контактными
группами....................................................72
Глава 3. Практические аспекты связей с общественностью в российском
театре: история и современность..................................92
§1. Этапы становления связей с общественностью в российском
театре......................................................92
§2. Печатное слово в работе с общественностью: организационные
издания театров............................................106
§3. Использование специальных мероприятий в работе с
общественностью театра.....................................126
§4. Современные комплексные направления организации связей с
общественностью театра.....................................139
Заключение......................................................157
Библиографический список........................................164
3
Введение
Актуальность темы исследования. В последние 15 лет театр оказался в принципиально новых условиях. Снижение уровня бюджетного финансирования, нестабильность институтов общественной поддержки, непредсказуемость поведения зрительской аудитории, - вот лишь наиболее чувствительные проблемы, возникшие в результате резких общественно-политических и экономических изменений. В этой ситуации с новой силой встаёт вопрос изучения театра как единой системы во всей полноте, сложности и многогранности его творческих и организационноэкономических начал. Только такой подход позволит театру самоопределиться и сохранить свою сущность на новом этапе развития, с учётом своей специфики внедрить наиболее эффективные формы и методы работы, востребованные сегодняшним днём.
Одним из направлений, необходимых современному театру, являются связи с общественностью. Эта новая область профессиональной деятельности получила развитие, благодаря демократизации общества, распространению информационных технологий, расширению конкурентной борьбы и переходу её на уровень символических образов и значений. Связи с общественностью решают такие задачи как формирование благоприятной коммуникативной среды, деловой репутации, имиджа компании или отдельных лиц в глазах общественности. Всё это необходимо сегодня для успешного функционирования любой организации. Связи с общественностью завоёвывают всё больший авторитет, занимая важнейшие позиции в области политики и бизнеса, и признаются основным рычагом влияния на общество, значение которого будет возрастать в дальнейшем.
Для театра же связи с общественностью значимы не только с точки зрения создания положительного имиджа. Динамично меняющееся коммуникативное поле оказывает влияние на способы и характер общения театра со зрителем, на уровень восприятия театрального искусства. Требует
16
подход, интегрирующий его функции в единое целое. С. Блэк предлагает достаточно ёмкий образ: «Паблик Рилейшнз представляют собой нечто подобное функции дирижера симфонического оркестра, который стремится получить самое лучшее от индивидуальных исполнителей и сбалансировать усилия всех»11. Работу в области связей с общественностью сравнивают также с функциями переводчика: «С одной стороны, специалист призван объяснить ход мышления, политику, планы и образ действий своего руководства обществу, с другой - он же должен дать знать руководству, что
19
думает общество» .
Общее видение предопределило развитие вполне конкретных областей по взаимодействию с клиентами, партнёрами, внутренними контактными аудиториями, средствами массовой информации, государственными структурами, широкой общественностью. Определим основные характеристики этих отношений.
Отношения с клиентами - потребителями услуг организации Эти отношения включают в себя мероприятия, связанные с непосредственным (чаще всего, минуя средства массовой информации) общением организации со своими клиентами. Наиболее важными задачами является поддержание стабильных, долгосрочных отношений, формирование постоянного круга потребителей, своевременное информирование, создание программ, укрепляющих позиции организации в сознании её клиентов как социально значимого объекта.
Следует обратить внимание на то, что отношения с потребителями интенсивно развиваются в рамках маркетинговых программ, и многие формы работы - от разовых акций до организации постоянных «горячих линий» -используются непосредственно для увеличения продаж. Но коммуникации с клиентами не сводятся только к сбыту товаров. Программы связей с общественностью направлены на повышение общей осведомлённости и
11 Блэк С. Введение в Паблик Рилейшнз. С.ЗЗ
12 Сайтэл Фрэйзер П. Современные паблик рилейшнз. Пер. с англ. 8-е изд. М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»; Инфра-М, 2002. С. 13
17
благожелательного отношения к организации вне зависимости от конкретной покупки. Ведь потребители (в том числе, потенциальные) - довольно влиятельная общность, от лояльности которой организация зависит в наибольшей степени.
Отношения с партнёрами, в том числе с инвесторами В современном мире деловая репутация настолько важна, что нередко рассматривается как значительный актив организации. Деловая репутация -важный стратегический ресурс в отношениях с партнерами. Особой аудиторией в этом кругу профессиональных контактов являются инвесторы, взаимодействие с которыми принято рассматривать отдельно. Задача отношений с инвесторами или «финансовых отношений» - в отслеживании рыночных тенденций, консультировании руководства, поиске и поддержании контактов с инвесторами. Эта деятельность базируется на том, что компания обязана предоставлять данные, необходимые инвесторам для квалифицированного решения о вложении средств. Особенно важна такая работа в крупных акционерных компаниях с большим числом участников. В некоммерческой сфере место «финансовых отношений» занимает взаимодействие со спонсорами и благотворителями. Такие отношения, имеющие несколько иной характер, будут рассмотрены в следующей главе. Отношения с внутренними контактными аудиториями Коммуникация - одна из основных функций управления, эффективность которого определяется как раз состоянием коммуникативных каналов, то есть тем, насколько быстро и адекватно информация доходит до адресата. Установлено, что при передаче информации внутри организации с одного уровня на другой теряется более 10% устной информации на каждом уровне и только 15% информации доходит до адресата в письменном виде13. Поэтому создание эффективных коммуникативных каналов, призванных снизить так называемые «шумы», потери при передаче информации, является важнейшим фактором работы организации. Именно это, а также создание
и См.: Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. С. 80