Ви є тут

Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей

Автор: 
Бахтин Андрей Александрович
Тип роботи: 
автореферат дис. кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
173043
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
ВВЕДЕНИЕ
Данное диссертационное исследование посвящено синтезу искусств как основе мюзикла для взрослых и детей. Автор диссертационного исследования подчеркивает, что идея «синтеза искусств»1, характерная для русской театральной практики начала XX века, способствовала рождению «синтетических» спектаклей, в которых музыкальное, драматургическое, пластическое и поэтическое начало было равнозначным по силе. Режиссеры-модернисты воплощали на экспериментальных сценических площадках эстетические принципы «музыкальных мистерий», в которых музыка была «живописной», «изобразительной», максимально раскрывала образный мир спектакля, а поэтическое начало являлось не менее значимым, чем музыкальное. На русской сцене первой половины XX века ставились экспериментальные оперные спектакли, а затем, уже во второй половине XX века, режиссеры драматических и музыкально-драматических театров обратились к жанру мюзикла.
В работе последовательно рассматривается специфика музыкального спектакля на сцене драматического театра - от детских музыкальных постановок до культовых мюзиклов XX ст. Музыкально-драматический спектакль рассматривается в совокупности своих жанровых характеристик, анализируется слияние музыкального, пластического, драматургического и поэтического начал, которое является основой музыкально-драматических постановок.
1 Синтез искусств понимается нами как сочетание различных видов искусств, оказывающее единое эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется художественным замыслом, в данном случае -музыкально-драматическим. См.: Г.С. Степанов. Композиционные проблемы синтеза искусств. М., 1984.
13
История западного мюзикла была неоднородной и провокационной. Жанром, из которого вырос западный мюзикл, принято считать оперетту. Классическая венская оперетта к началу XX ст. обрела завершенную форму. Великий Имре Кальман создал лучшие свои произведения в рамках этой формы, для которой характерно трехактное строение, развернутые финалы первого и второго актов, чередование разговорных диалогов с классическим оперным вокалом, четко определенное амплуа лирической и каскадной пары, злодея и резонера, вспомогательная роль балета и обязательно счастливый, в отличие от оперы, конец.
В свое время оперетта возникла как революционный по отношению к опере жанр, дала возможность совмещать на сцене разговорные диалоги и пение, драматизм и комичность. Но, как это часто бывает в искусстве, традиции со временем превратились в догму и уничтожили именно то, чем отличалась оперетта: ее внутреннюю гибкость, способность изменять свою форму в ответ на требования сюжета или момента.
Здесь необходимо отвлечься и дать дефиницию оперы. Традиционное определение музыкально-драматического жанра оперы следующее. Опера -это драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются, пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых интерлюдий (вступлений, заключений, антрактов и т.д.) и сюжетных перерывов, заполняемых балетными сценами.
Опера оказала значительное влияние на развитие других музыкальнодраматических жанров. В частности, симфония выросла из инструментального вступления к итальянским операм XVIII ст.. Виртуозные пассажи и каденции фортепианного концерта являются отражением оперновокальной виртуозности в фактуре клавишного инструмента. В XIX ст. гармоническое и оркестровое письмо Р. Вагнера, созданное этим
14
композитором-философом для грандиозной «музыкальной драмы», определило дальнейшее развитие целого ряда музыкальных форм.
Интересно, что в Англии в 1728-1740-е гг. сформировался музыкальнодраматический жанр балладной оперы в котором диалоги соседствовали с незамысловатыми песенками. Тексты песен исполнялись на популярные оперные и танцевальные мелодии. Классической балладной оперой, дожившей до XX ст., стала Опера нищего (The Beggar's Opera), впервые поставленная в 1728 г. и с тех пор постоянно возобновлявшаяся. В «Опере нищего» драматург Д.Гей и аранжировщик музыки Дж. Пепуш создали пародию на классическую итальянскую оперу. Американский дебют «Оперы нищего» состоялся в 1735 г., и впоследствии се часто играли на сценических площадках американских колоний.
Возвращаясь к классической, кальмановской форме оперетты следует сказать, что к концу своей композиторской деятельности от этой формы оттолкнулся сам Кальман. Его «Фиалка Монмартра» возникла именно вопреки традиционной опереточной догме. Однако именно потому, что она была создана мастером классической оперетты Кальманом, «Фиалку Монмартра» считают опереттой. Впрочем, многие музыковеды, вопреки сложившемуся мнению, утверждают, что «Фиалка Монмартра» - мюзикл.
Само появление мюзикла было обусловлено поиском новых сценических форм, реформированием жанра классической, кальмановской оперетты. Родиной мюзикла считают или Уэст-Энд, или Бродвей - обе столицы этого жанра оспаривают пальму первенства. Музыкальная комедия «Черный посох» - пионер в жанре мюзикла - была поставлена в Нью-Йорке, на Бродвее, в 1866 г. И все же первый настоящий мюзикл, в котором музыка играла не вспомогательную, а определяющую роль, поставил в Лондоне Джордж Эдвардсон. Это был уэст-эндский спектакль «В городке» на музыку Осмонда Карра.
Мюзиклу родственен французский по происхождению жанр водевиля, характерный для парижских «Театров бульваров». Само слово «водевиль» -