Театр, где играют дети,в поисках собственной идентичности
Ребенок на сцене “Глобуса” лучезарен, ибо он - образ будущих времен. Все дети у Шекспира безгрешны внутренне и безупречны внешне, потому что каждый из них на сцене не только ребенок, но дитя нации. Красота ребенка поддерживает надежду па то> что именно в нем проявится будущий мудрый правитель, великий мудрец, герой.
Ребенок на шекспировской сцене - человеку полностью вкчоченный в поток жизни со всеми ее радостями и скорбями. Он - связь между мужчиной и женщиной, всем родом людским.
А. Чернова1
“О положении дел в театральной критике, посвященной детским театрам можно сказать, перефразируя А. М. Горького: “Так же как у взрослых, только еще хуже”.
Б. Любимов2
Введение
Театры, где играют дети. Что это за явление? К какому роду человеческой деятельности можно его отнести: к искусству, образованию или
1 Чернова А. ...Все краски мира, кроме желтой, Искусство, М. стр. 195 * 203
2 Статья “Театральное детство” в сборнике “Театр. Школа. Жизнь” (Театр и школа, выпуск IX), ВТО, НИИ ХВ АПН СССР, М., 1986 г., стр. 27
2
может быть даже медицине? И откуда такое наименование?
Название “Театр, где играют дети” не является общепризнанным. Это самоназвание, не признаваемое министерствами и государственными ведомствами. Министерство культуры признает, т. е. имеет в своем подчинении театры-студии, народные театры и театральные школы искусств. Министерство образования - школьные театры, и театры-студии системы дополнительного образования3. Всё это структуры разные с точки зрения государства. Наличие же единого явления, существующего вне ведомственных границ, доныне не осознано и не зафиксировано ни на уровне научного исследования, ни на уровне государственных документов. Однако явление существует и само себя осознает в качестве неделимой целостности.
В 1990 году в Москве на сцене Театра Юного Зрителя прошел “Первый Московский Международный Фестиваль Театров, где играют дети”, среди организаторов которого были АП А (международное объединение любительских театров), Союз Театральных Деятелей, ЦК ВЛКСМ. В названии этого праздника впервые прозвучала формулировка, которую с удовольствием подхватило все детское театральное движение: “Театр, где играют дети”. Пройдет еще год и появится “Ассоциация театров, где играют дети”. Название окажется дорого участникам движения, потому что в нем заложена возможность консолидации. Наименование “Школьный театр”, укоренившееся в системе образования, вычленяет одну категорию, как бы игнорируя все остальные. Название “Детский театр” привычно ассоциируется с ТЮЗами, то есть с профессиональными театрами, где для детей играют взрослые. “Пионерские театры” и “Народные ТЮЗы” отошли в прошлое. “Театр, где играют дети” - название, объединяющее все многообразие движения. Это и театр урока, и детская любительская студия, и школьный праздник, и театральная школа искусств, и муниципальный театр4, и многое другое, о чем пойдет речь в нашем исследовании.
3 Учреждениями дополнительного образования с 1993 года называются бывшие Дома и Дворцы Пионеров. Среди учреждений дополнительного образования Дома, Центры и Дворцы детского и юношеского творчества и другие внешкольные организации, работающие по образовательным программам.
4 Эго не частое явление, однако в качестве яркого примера можно назвать Московский Музыкальный театр Юного актера.
25
поступали рано.
С 1675 года в Англии, кроме того, получили распространение детские труппы. Б 1589 -1590 г.г. они лишились покровительства двора из-за участия в политическом конфликте. Их успех снова вырос в 1603 году после смерти Елизаветы. Между детьми и профессионалами возникали конфликты. Однако реальная разница в игре одних и других была не так уж велика. Мальчики в таких труппах играли роли взрослых героев, но не все - среди них играли и взрослые актеры. Причем их роли были написаны так, чтобы взрослые могли, как бы руководить игрой детей изнутри спектакля.
В начале царствования Иакова I хозяева детских трупп снова позволили себе какие-то политические излишества и дерзости в пьесах, надеясь, что “маска
I 9
детской невинности” “ прикроет все. Но надежды хозяев детских трупп на безнаказанность не оправдались, детские труппы снова потеряли благоволение двора и перестали быть выгодными.
Мы знаем, что детские труппы существовали в 17 веке во Франции, но с 1874 года всякие виды профессиональных театров с исполнителями-дстьми были запрещены законом. Были детские труппы и в Австрии конца 18 века. Б дворцовых театральных увеселениях этого времени дети так же принимали участие. В целом ряде роскошных постановок играли пажи.
Пользовался успехом до конца 16 века жанр “Священного представления”, в котором играли дета (сыновья) представителей различных социальных кругов. Жанр включал истории на Библейские и житийные сюжеты, исторические эпизоды, рыцарские романы и местные фольклорные сказания. Представления разыгрывались на улице. Политической задачей таких представлений было примирение всех сословий, создание умиротворенных настроений в обществе. И по этому принципу отбирались фрагменты сюжетов.
В целом, даже учитывая сравнительно обширный материал шекспировского Времени, нам известно О деятельности ДС1СКИХ трупп очень маю. В основном, упоминающие об этом явлении авторы, их ругают как низкопробные, а иногда и прямо аморальные, развлечения для пресыщенной
11 Вес краски мира, кроме желтой, стр. 212
12 И ИМТ, сгр. 193
26
публики, как откровенную эксплуатацию детского труда. Однако мы склонны согласиться с автором книги “Все краски мира, кроме желтой”, что не все гак просто. Вопрос, скорее в том, что грань между уважением и эксплуатацией, между ощущением бестелесного чуда и сентиментального умиления очень тонка.
История существования детских трупп в Европе разворачивается практически параллельно с историей развития школьных театров. В XV веке странствующие ученики монастырских школ играли театральные представления, в том числе фарсы. Школьные театры в более позднее время (в XVII - XVIII веке) существовали практически при всех церковных и монастырских учебных заведениях. Однако свое начало они берут в XV - XVI веках. После Тридеитского собора, ополчившегося против театров, орден иезуитов, а так же некоторые другие ордена, стали приглашать публику на представления школьных театров, находящихся в их ведении. Иезуитские школы в Европе открылись в 1540 годах, и сразу стали значительное внимание уделять школьному театру. В этот период учителя заботятся, прежде всего, о воспитании в христианском духе самих учащихся. Воспитанники играют больше не для зрителей, а для самих себя. Сюжеты школьных драм те же, что в литургической драме и мистерии, только гораздо короче. Здесь гораздо меньше действующих лиц. И они не находятся на площадке во все время действия, а приходят и уходят по мере надобности.
Однако адресат и основные цели школьного театра вскоре несколько меняются. Ученики играли свои представления перед самой разнообразной публикой. Иезуиты преследовали не только педагогические, но и политические религиозные цели - школьный театр был для них оружием в борьбе за восстановление единства католической церкви. В го же время школьные иезуитские театры были, чуть ли ни единственными устойчивыми носителями европейской театральной традиции в раздробленной Германии вплоть до 30-ых годов XVIII века.
В то же время, когда возникает школьный театр в духовных школах, в гуманистических школах начинают ставиться латинские пьесы и эклоги. Их играли дети знатнейших семейств. Родители оказались допущенными до
- Київ+380960830922