Ви є тут

Становление режиссуры в русском оперном театре рубежа веков и формирование постановочных приемов народно-массовых сцен

Автор: 
Розенберг Марина Семеновна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
173073
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА I
Частные оперные театры
и становление искусства режиссуры........................25
ГЛАВА II
Режиссура народно-массовых сцен в русском оперном театре на примере постановок
оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов»....................79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................138
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
147
3
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении четырех веков своего существования опера всегда считалась искусством особым, с одной стороны, развивающимся, в общем русле театрально-художественной культуры, с другой - имеющим свой путь, на котором встречалось немало подъемов и провалов, возвышенных полетов и катастрофических падений, стремительных движений вперед и болезненных отставаний.
Извилистость, неровность этого пути, нередко петляющего в лабиринтах и сегодня, в начале XXI века, предопределена самой природой оперы как искусства многосоставного, синтетического, формировавшегося начиная с XVII века. А по сути - восходящего к временам античности, когда музы существовали нераздельно; когда гармония театра не была разъята на составляющие, и не было нужды заботиться о должном балансе звучащего слова, пластического жеста, пения и танца. Может быть, история оперы только бы значительно выиграла, останься театр синкретичным по природе, но история человеческой культуры распорядилась иначе: так, что на протяжении четырех сотен лет опера все ищет и ищет своей первозданной опоры - слияния тех самых компонентов, которым обязана своим рождением. Размышляя об опере, Джорджо Стрелер пишет: «С одной стороны, она бескорыстно абстрактна, как и положено музыке, с другой - корыстно конкретна и целенаправленна, т.к. она - пьеса, воплощающая сюжетную интригу. Два эти мира пытаются слиться в опере, но достигают при этом лишь более или менее высоких, но всегда приблизительных результатов. [...] Отсюда часто возникающий
14
современная театроведческая мысль понимает театр концептуальный, театр, в котором постановка спектакля подчинена единой художественной концепции, из нее вычитывается, ей следует и ею руководствуется. «Дорежиссерский» театр, в котором собственно режиссер зачастую играл важную роль, ограничивался художественной организацией слагаемых зрелища, их производственным соподчинением. Между этими двумя театрами такая же разница как между понятиями «режиссерство» и «режиссура».
Важно отметить, что становление режиссуры в русском оперном театре проходило на том же историческом фоне, в тех же художественных обстоятельствах, что в театре драматическом. Более того, театр драматический как наиболее гибкая и свободная художественноэстетическая форма, а в производственном процессе или в процессе подготовки спектакля и более мобильный, естественным образом оказывал влияние, стимулировал музыкальную сцену. Ко многим важным эстетическим открытиям музыкальная сцена приходила вслед за драматической, но это не значит, что она шла путем эпигонства, а ее реформаторы были исключительно апологетами реформаторов драматического театра. К таким открытиям (прежде всего, - в силу своей художественной специфики) оперный театр не так уж и редко приходил собственным путем. Но важно подчеркнуть, что многие художественноэстетические процессы, происходившие на русской оперной сцене, отражали в себе общее художественное время и могут рассматриваться в русле общетеатрального процесса, отечественной культуры рубежа XIX -XX веков. Поэтому апелляции к схожим процессам в искусстве русского
15
драматического театра рассматриваемого периода неизбежны и более того - изначально объективны.
Как уже отмечалось, история режиссуры русского оперного театра до сих пор не написана и продолжает «оставаться» разрозненной по отдельным исследованиям и материалам. Более того, с сожалением приходится констатировать, что в последнее время теоретический процесс освоения этой требующей безусловного внимания темы практически затормозился. По-прежнему едва ли не самым полным фактологическим сводом документов и свидетельств, позволяющих ориентироваться в истории отечественной оперной сцены, остается труд А.А.Гозенпуда, изданный в 60 - 70-е годы прошлого века1. Однако за те годы, что прошли с момента написания этих исследований, во многом поменялись общетеоретические взгляды, искусствоведческая мысль не оставалась неподвижной, появились новые материалы, открылись архивы и т.д., и т.п. Тем не менее, история русского оперного театра - не русской оперы! требует и комплексного осмысления, и современного анализа.
Небогаты концептуальными взглядами и те единичные труды, которые посвящены русским частным операм Мамонтова и Зимина. Их список можно ограничить напечатанными соответственно в 1977-м и 1985 гг. книгами В.Е.Боровского «Московская опера Зимина» и В.П.Россихиной
л
«Оперный театр С.Мамонтова» . Давая широкую историческую панораму, эти исследования не фокусируют главного внимания на вопросах
1 См.: Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1863 - 1889. В 3-х тт. Л., 1969-1973; Русский оперный театр на рубеже XIX - XX веков и Шаляпин. Л., 1974; Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. Л., 1975; Русский советский оперный театр. 1917-1941. Л., 1963
2 См.: Боровский В.Е. Московская опера Зимина. М., Советский композитор, 1977. Россихина В.П. Оперный театр С.Мамонтова. М., 1985