Ви є тут

Сценографическое пространство и его построение О. А. Шейнцисом

Автор: 
Дакало Светлана Владимировна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1999
Кількість сторінок: 
142
Артикул:
1000242288
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
Глава 1.
ПОСТРОЕНИЕ О.А.ШЕЙНЦИСОМСЦЕНОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СПЕКТАКЛЯ.
Художник сам выбирает точку, из которой он будет смотреть на Мир. Он выбирает угол зрения и тем самым создаёт конструкцию этого Мира по выбранным им законам.
Театральный зритель, находясь в трёхмерном пространстве зала, воспринимает трёхмерное же пространство сцены. Но как заразить силой этой сценической трёхмерности человека, неподвижно сидящего перед сценой? Как сделать декорацию воспринимаемой в особом и нужном театру смысле?
Сценограф, создавая декорацию спектакля, знает, что она рассчитана на восприятие в некой наполненной среде, без которой она просто не будет правильно увидена. Подчёркнутый прмитивизм, яркий калорит, насыщенность изобразительных эмоций это тончайший расчёт гармонии театрального объёма. В нём психический настрой создаётся динамикой линии, акустикой, искусством дыма и преломления света, архитектурой зала и энергетикой места. Всё это организует спектакль, как художественное целое, как явление, как видение другой реальности.
Художник создаёт новую художественную величину - пространство спектакля, которое очень точно охарактеризовал П.А.Флоренский, как :
12
понадобилось увеличить временные отрезки „до,, и „после,, события на бесконечно большую величину, благодаря чему настоящее стало единственной осязаемой точкой.
В безграничности созданного им пространства время обретает категорию вечности, откуда художник легко извлекает моменты настоящего. Мастер владеет изменчивым временным объемом, он перекраивает, режет, разделяет его на временные отрезки, территории, портреты, соединяя между тем с арифметической точностью куски разорванного времени, как и прямоугольники исторических эпох. Борьба пространств регулирует приливы и отливы достоверности и условности, Делая непредсказуемыми те взаимоотношения, в которые эта достоверность и условность вступают на каждом новом временном витке.
Фантазия - уникальная способность человеческого мироощущения. Ей свойственно переписывать дневники пережитых впечатлений и заново рисовать портреты ушедших людей - дарованная возможность жить в своем мире, в волшебном отражении его в собственных глазах. Художник даёт право проникнуть в нервный сон событий пьесы, как в собственный мир. Ускользающее и недоступное у него приобретает подвижность, многоплановую глубину, иногда -трагедийную напряжённость.
Время обретает беспредельность во всех его сценических конструкциях, как-бы парящих в пустоте, в метафоричной обобщённости символов ( таких, как летящий во времени корабль в „Юноне,,, Колесо в „Жестоких играх,,, неоновое
13
свечение лунного шара, впитываемое чёрным бархатом в „Диктатуре совести,,, глубина отражений зеркальной поверхности стекла в „Анне Карениной,,, окружность беседки в „Гамлете,,, церковные купола в „Поминальной молитве „ и
т.д.)
Известно, что „уплотнённое,, время порождает такое восприятие исторических эпох, когда они будто не следуют одна за другой, а как-бы располагаются в одной временной и пространственной плоскости. О.Шейнцис, напротив, „разуплотняет,, время, растягивает его посекундно, делает почти физически ощутимым то огромное количество воздушной массы, которое разделяет временные или географические координаты друг от друга.
Последовательная привязка временных отрезков осуществляется и с помощью знакового обозначения географических координат, условной стилизации времени. Это макет земного шара из малинового стекла в „Юноне,,, символизирующий образную связь между „континентами,, - дистанцию времени. Это появление на просцениуме изысканного звенящего веера, распущенного павлиньим хвостом веера, многократно повторённого в руках Кончиты и придворных дам, в бронзовом кружевном хвосте павлина.
Это солдатские ватники из „ Сашки,, (В.Кондратьев, театр им.Моссовета, 1981г.), как бы сохранившиеся с тех далёких времён, несущие на себе следы окопной правды, набросанные на узкую полоску игровой площадки, которые составили и композицию его занавеса, стали его средой, одеждой его исполнителей, знаком погибших солдат... Вместе с ощущением вещности времени