Ви є тут

Феномен театра абсурда на музыкальной сцене. Опера А. Шнитке Жизнь с идиотом

Автор: 
Самохвалова Александра Аркадьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
187
Артикул:
133209
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................3
Глава I Литературно-сюжетная основа либретто и ее философско-эстетические предпосылки. Структура либретто........................21
Глава II Особенности музыкальной драматургии онеры А. Шнитке 64
Глава III Театральность «Жизни с идиотом» на примере спектаклей Б. Покровского и Г. Барановского....................................98
Заключение.........................................................137
Библиография.......................................................149
Приложение.........................................................163
/
2
ВВЕДЕНИЕ
В истории отечественного оперного театра XX век отмечен интенсивными поисками и обновлением жанрово-сценических процессов, затрагивающих как музыкальную, так и литературную основу оперы, обращением мастеров оперного жанра к новым принципам организации звукового и сценического пространства, которые предложил авангард [6]. Правда, в нашей стране это произошло несколько позже, чем в мировом музыкальном сообществе в силу господства другой эстетики, а также перемен в политике и идеологии России. Тем не менее, композиторы все смелее стали обращаться к новаторским техникам построения композиции, предлагать слушателям принципиально новую мелодику и гармонический язык. Непосредственное влияние на советскую школу музыкального авангарда оказало творчество представителей новой венской школы, нового поколения композиторов польской школы и представителей итальянского авангарда. В итоге многие стилевые новшества, возникшие под воздействием западного авангарда, прочно закрепились в отечественной культуре, в то время как некоторые другие технические приемы находили применение в модернизации академической манеры письма.
Востребованностью последней было обусловлено, в частности, возвращение к романтизму, ставшее закономерным после чисто технических экспериментов. Романтический субъективизм, открывающий простор выражению личностного начала, ориентирует композиторов на обращение в глубь себя, побуждает к самоанализу, к монологическому повествованию, что находит воплощение в оперном искусстве. Этот неоромантический порыв характеризуется психологической утонченностью, настраивающей на раскрытие внутреннего мира художника, привносит в сочинения эффект
идиотом» [163]; воспоминания Б. Покровского («Доверительный разговор») [127] и В. Ерофеева [66]; очерк Е. Ханиановой «Три оперы А. Шнитке: от китча к притче» [175] (правда, здесь основное внимание уделено опере «История доктора Иоганна Фауста»). Кроме того, обращение к материалу оперы есть в главах книги А. Ивашкина «Беседы с Альфредом Шнитке» [79] и книги В. Холоповой «Композитор Альфред Шиитке. Биографические ландшафты» [178]. Здесь подробно описывается история создания этого сочинения, начавшаяся с заказа М. Ростроповича.
Большую роль в проведении данного исследования сыграли статьи и публикации, посвященные творчеству Б. Покровского. Среди них: «Что, для чего и как?» [124] и интервью А. Богдановой с Б. Покровским [29]. В осмыслении режиссуры Г. Барановского полезными оказались статьи в периодических изданиях, посвященные постановке «Жизни с идиотом» в Новосибирске [41,71, 72].
В ряду публикаций, посвященных российским оперным сочинениям, созданным на основе принципов театра абсурда, полезными для данной работы оказались исследования И. Воробьева [45], Р. Косачевой [13, 94], А. Богдановой [30], А. Баевой [18, 19, 20], К. Мелик-Пашаевой [105], М. Раку [133, 134], в которых рассматриваются как абсурдистские тенденции современного отечественного музыкального театра в целом, так и, в частности, оперы «Герой» А. Мосолова, «Нос» Д. Шостаковича, «Пена дней» Э. Денисова, «Когда время выходит из берегов» В. Тарнопольского, «Дети Розенталя» JI. Десятникова и другие.
Вниманием к музыкальной драматургии оперы отмечена статья Д. Галкиной «Интертекст в опере А. Шнитке «Жизнь с идиотом»» [47], где музыкальный язык оперы рассматривается как отражение духовного состояния общества.
17
Отмечу также кандидатские диссертации С. Бевз [25] и Н. Васильевой [39], посвященные исследованию хорового пласта «Жизни с: идиотом», однако как целое эта опера в названных работах подробно не анализируется.
Возможно, причина неисследованности оперы в какой-то степени обусловлена шокирующим- либретто В. Ерофеева; содержащим' нагромождение жизненного абсурда, садизма и ненормативной лексики. Становление в России «нового театра» - театра обостренной драмы, абсурда, жестокости - побудило автора этой диссертации к новому взгляду на данное произведение, не ограниченному рамками идеологической корректности. Таким образом, настоящая работа является, по сути, первой попыткой подробного изучения литературного и музыкального материала «Жизни с идиотом» в контексте художественной культуры конца XX века.
Это определяет и актуальность исследования данной оперы. Особое внимание уделено истории создания и анализу либретто В. Ерофеева. Попытка рассмотреть . обращение признанного лидера русского музыкального авангарда именно к этому сюжету позволяет автору диссертации впервые поставить вопрос о побудительных мотивах композитора к сочинению исследуемой оперы.
Автору диссертации также представляется целесообразным рассмотреть это неоднозначно воспринимаемое- публикой и профессионалами произведение как явление, связанное с эволюцией не только музыкального мышления композитора, но и жанра оперы в целом. Такая задача может быть решена, если анализировать данное сочинение Шнитке и Ерофеева в целом, что называется «без купюр».
Цель данного исследования заключается в том, чтобы проанализировав составляющие оперного спектакля по отдельности и во взаимодействии друг с другом, попытаться выявить, логику и своевременность появления данного сочинения.
18