Ви є тут

Преодоление барьера психологической самозащиты в процессе актёрского перевоплощения

Автор: 
Усман Аль-Беш Самир
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
202
Артикул:
1000329849
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
Введение........................................................3
Глава 7. Психологические механизмы защиты и творчество актёра
театра переживаний.............................................20
Глава 2. Проявление механизмов защиты у актёра и способы их
и реодоления................................................. 75
Глава 3. Режиссёр и его влияние на психологиииские механизмы
защиты у актёра...............................................163
Заключение....................................................193
Библиография..................................................200
Введение.
Каждый человек, который любит свою работу и испытывает чувство ответственности за неё, без сомнения, хотел бы расширить свои возможности, особенно при возникновении сложностей на пути к достижению своих целей. Также и актёр: когда в процессе творческого перевоплощения он сталкивается с неспособностью преодолеть трудности в создании образа, то, теоретически, он должен ощутить необходимость в развитии своей техники. Аналогично и режиссёр, который осознаёт недостаточность своей помощи актёру, должен задуматься над тем же.
На практике, к сожалению, и актёры, и режиссёры редко предпринимают серьёзные шаги в этом плане. Тому множество разнообразных причин. Но главные из них сводятся к тому, что основные приёмы актерской и режиссерской техники не являются чем-то сторонним, а представляют собой неотъемлимую часть его человеческой природы. При этом они активно сопротивляются попыткам раскрыть их тайны и скрытые законы. Несмотря на неимоверные трудности, стоящие на пути развития артистической техники, особенно внутренней, в истории театра есть имена тех великих, кто смог раскрыть многие основы этого искусства.
Все мы хорошо знаем и имя гения театра, который очень серьёзно подошёл к проблеме развития внутренней и внешней техники актёра, путей подхода к сценической роли и способов режиссёрской работы, - причём в отношении каждой новой театральной работы, во время и после каждой репетиции: речь, конечно, о К С. Станиславском. Он смог многое: открыть большинство законов актёрского творчества и разработать теорию театра переживаний, найдя при этом практические методы для её воплощения.
Мы же предлагаем исследование проблемы психологических механизмов защиты в надежде на то, что это поможет развить элементы психотехники для ослабления тех внутренних элементов, что мешают актеру развивать свои
-3-
Научная новизна диссертации заключается в изучении психологических причин прибегания актёром к формальным (нетворческим) способам игры или к любому другому поведению, мешающему процессу творчества. Впервые предпринята попытка исследования психологических корней такого поведения и таких способов игры. Исследование предлагает новые дополнительные пути исправления этих ситуаций посредством интроектирования и ассимилирования термина «психологические механизмы защиты» вместе со всем его содержанием, чтобы это было полезным в теории и на практике театральной деятельности.
-19-
Глава 1. Психологические механизмы защиты и творчество актёра театра переживаний.
В процессе работы актёра над ролью можно заметить, с какими серьёзными трудностями он сталкивается, переходя в период воплощения. Часто для преодоления этих трудностей он прибегает к защитным механизмам, сбивающим творческий процесс с верного пути развития. То есть нарушается естественное развитие всего того, что актёр построил и пережил в воображении, чего он добился вместе с режиссёром и всей труппой, выращивая и пестуя семена будущей роли. Во время перехода к периоду воплощения это естественное развитие сталкивается с реальными условиями сцены, когда уже требуется владение телом и психотехникой, когда необходима высокая концентрация психической энергии, когда нужны знания и опыт о тех способах, с помощью которых можно приступить к воплощению. Встретившись с трудностями по осуществлению воплощения, актёр-человек испытывает душевные тревогу и беспокойство. Их источником является угроза самооценке, могущей пострадать из-за возможного неверного воплощения роли: наивного или маловыразительного и так далее.
Для выхода из этого тупика актёр часто неосознанно прибегает к задействованию внутри себя тех средств, которые в психологии известны как механизмы защиты. Они-то и помогают избавиться от душевной тревоги. То есть актёр прибегает не к действительно верным решениям по преодолению возникших трудностей, а к самообману, к искажению реального
-20-