Содержание
Стр.
Введение -------------------------------------------------------1
Глава 1 --------------------------------------------------------18
Режиссерская методология Вс. Э. Мейерхольда и ее влияние на современный театр.
1.-1 .Мейерхольд и актер-----------------------------------------18
1.-2. Мейерхольд и художник--------------------------------------46
1.-3.Мейерхольд и драматург--------------------------------------83
Глава 2 --------------------------------------------------------120
Мейерхольд и современный театр
2.-1. Поэтический эпос в революционном духе---------------------120
Вс. Мейерхольд и Ю. Любимов
2.-2. Романтическое возвращение к прошлому:---------------------136
Театр-мистерия Вс. Мейерхольда и А. Васильева
2.-3. Авторский театр, творческая пора:-------------------------150
«Режиссер-сценограф»
Заключение --------------------------------------------------167
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
В театральном искусстве конца XIX - начала XX вв. возникло новое явление, получившее название «режиссерского театра». В Германии, Великобритании, Франции и России требования, предъявлявшиеся к создателям спектаклей, вызвали к жизни концепцию коллективного театрального действа как объекта индивидуального авторского творчества. Режиссура, игравшая ранее вспомогательную, организационносогласовательную, лишенную самостоятельных художественных задач роль стала первостепенным фактором, определяющим возможность существования драматического представления как единого произведения искусства. Наступление эры режиссерского театра не только изменило многие традиции и привычки, но перекроило существо самой структуры театрального дела. Две основные фигуры традиционных подмостков -драматург и актер - из авторов спектакля превратились в поставщиков материала и инструментарий для работы человека, ставшего в театре главенствующим лицом - режиссера.
На русской сцене это явление связано, прежде всего, с реформой процесса создания спектакля, осуществленной К. С. Станиславским, и В. И. Немировичем-Данченко, и поддержанной их учениками, взгляды которых сформировались в традициях МХТ. Они утвердили господствующее значение фигуры режиссера не только в процессе постановки спектакля, но и в формировании труппы театра как коллектива единомышленников, объединенного общими эстетическими идеями. Говоря о появлении режиссерского театра в России, М. Хмельницкая замечает: «признав примат режиссера, русский театр изменил русло своего движения. Художественные поиски требовали новых театральных форм».1 Новейшие идеи и методы режиссуры проникают, реформируя ее, в область актерского искусства,
1 Русский драматический театр конца 19 • начала 20 вв. М., 2000, с. 17.
1
предложенные некогда Мастером. Кроме того, здесь определяется само понятие «функциональной сценографии» и ее роль в современном театре.
Обозревая огромное количество доступной литературы о Вс. Э. Мейерхольде, мы должны отметить во введении те книги, которые в наибольшей степени сформировали наше представление о творческом мире этого режиссера и его влиянии на современный театр. Богатый материал, имеющий первостепенное значение для анализа творчества Вс. Э. Мейерхольда представлен в книге «Вс. Э. Мейерхольд. Переписка 1896-1939», которая вышла в свет в 1976 году. Опубликованные здесь письма, с одной стороны, раскрывают основные эстетические замыслы режиссера, с другой - малоизвестные эпизоды жизни Мастера. В 1978 году издательство ВТО выпустило сборник «Творческое наследие Вс. Мейерхольда». В нем собраны статьи, выступления и беседы самого Мейерхольда, относящиеся к периоду 1902-1936 гг., статьи, публикации и воспоминания о нем. Особенно важными для автора диссертации оказались документальные мемуары, которые опубликованы в вышедшем в 1992 году «Мейерхольдовском сборнике», относящем нас к 1920-1930-м годам. В нем приведены рукописные материалы из архивных фондов ТИМа, мастерских, издательства и экспериментальных лабораторий при театре. Они содержат богатые данные по созданным единомышленниками Вс. Э. Мейерхольда под его руководством программам и методикам воспитания актеров и режиссеров, режиссерским разработкам, теории театра и театральной терминологии. К 1920-м годам относится переписка Вс. Мейерхольда с М. Гнесиным и Б. Асафьевым, А. Блоком и А. Белым, А. Гвоздевым, Г. Крегом и Л. Жуве и многими другими деятелями искусства. Эти письма отражают внутренние связи Мейерхольдовского театра с современной ему культурой. Они явились значимой частью научной базы нашей диссертации. Режиссура Вс. Э. Мейерхольда, связанная с конструктивизмом, рассмотрена в диссертационной работе М. Сергевича. В ней он прослеживает стадии развития конструктивистской театральной мысли.
Общепризнанно, что наследие Вс. Мейерхольда влияет не только на театр, но на искусство в целом. Об этом говорит Л. Февральский в книге «Пути к синтезу. В. Э. Мейерхольд и кино». Этот труд - важный этап осмысления творческой биографии Вс. Мейерхольда и его режиссерского метода. Он посвящен, в основном, образной природе мейерхольдовских спектаклей, связанной с приемами кинематографа.
Кроме того, нам хотелось бы указать Fia ряд статей, которые осветили не просто частности, но самые принципиальные вопросы мейерхольдовского наследия. Это, прежде всего, работы П. Маркова, А. Гвоздева, К. Кугеля, А. Мацкина, А. Альтшуллера, Н. Охлопкова, Б. Алперса, Б. Зингермана, А. Смелянского, и др.
Как уже было сказано, творчество Мейерхольда давно перестало быть лишь частью российского театрального процесса. Интерес к его искусству возник и в мировой театроведческой литературе. Следует специально отметить некоторых авторов, книги которых были привлечены нами в качестве экспертных: Э. Брауна, М. Хувера, Ф. Смиц и др. В 80-е годы театроведение Востока активно обращается к творчеству Вс. Э. Мейерхольда, изучение которого становится для интеллигенции стран Азии одним из наиболее актуальных вопросов теории драматического искусства. Для нашей работы важны монографические работы нескольких корейских авторов - Лю Дже О, Ли Дже Менг и др.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приводимого в конце работы библиографического списка трудов, так или иначе отражающих тему диссертации и использованных в ней.
17
- Київ+380960830922