Ви є тут

Революционная современность и театр

Автор: 
Гурабанидзе Нодар Сардионович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1983
Кількість сторінок: 
180
Артикул:
134267
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Глава I. РЕВОЛЮЦИОННАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ И ТЕАТР ............. 3
Глава П. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ГЕРОИЧЕСКИЙ
ДУХ КЛАССИКИ...................................20
Глава Ш. ЭКСПРЕССИОНИСТСКАЯ ДРАМА И ПРОБЛЕМА "НОВОГО
ЧЕЛОВЕКА" В ГРУЗИНСКОМ ТЕАТРЕ ............... 61
Глава 1У. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА - СОВРЕМЕННОГО ГЕРОЯ В ГРУЗИНСКОМ СОВЕТСКОМ ТЕАТРЕ . . 83
Глаза У. ДЫХАНИЕ ЭПОХИ...................................123
ЛИТЕРАТУРА................................................171
- 3 -
РЕВОЛЮЦИОННАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ И ТЕАТР
Проблема современности является центральной среди проблем, стоящих перед советским театром. С ней связаны кардинальные вопросы театрального искусства.
Невозможно определить место того или иного театра в общественной жизни, его нравственную позицию, эстетическую сущность без строгого учета всех аспектов, входящих в понятие современности.
Проблему осложняет то, что современность часто рассматривали у нас как общественное, идейно-политическое явление, оторванное от художественно-эстетического феномена. Анализ содержания преобладал над эстетическим анализом, что не только не давало эмпирически цельной картины современности, но и разобщало неотъе?.?лемые друг от друга по своей сути стороны, т.е. отделяло содержание от формы. Механическое разобщение такого диалектического единства искажало не только саму художественную правду, но и, как и следовало ожидать в подобных случаях, историческую действительность, всю картину общественной жизни. Осповололагающие положения марксистско-ленинской эстетики делают необходимым всестороннее объяснение любого явления, что подразумевает изучение внутренней закономерности и диалектики самого явления, его связи как с предшествующими явлениями, так и с перспективным развитием.
Понятие современности претерпевает историческую изменяемость, являясь при этом выразителем законов этого развития. И это естественно, так как общественный прогресс, движущие силы общества видоизменяют не только внешние характерные признаки современности, но и ее нравственные и эстетические идеалы.
Театр, подобно наиточнейшему и наичувствительнейшему барометру, ощущает пульс времени, происходящие в объективной действитель-
- 16 -
вучного революционной Грузии. К сожалению, из-за отсутствия соответствующего репертуара и несовершенства художественно-сценических форм вновь созданные театры не смогли расправить крылья. Основной пафос этих театров был направлен на утверждение новой жизни, разжигание энтузиазма зрителей. Однако, помимо отсутствия хороших пьес, сама театральная форма подобных спектаклей открыто и вызывающе противопоставлялась "старому театру", и, опровергая его художественно-изобразительные приемы, сама оставалась лишь в стадии становления, лишенная возможности дальнейшего развития. В силу создавшегося положения, эти театры не смогли просуществовать долго. Поэтому на повестку дня встал вопрос о необходимости революционного обновления главнейшего очага грузинского театрального искусства - грузинского драматического театра. Обновление должно было коснуться как репертуара театра, так и всех его основных компонентов - режиссуры, актерского мастерства, театрального оформления и т.д. Процесс преобразования и обновления коснулся лишь одного из основных, составляющих единое театральное искусство компонентов, - зрителя.
Грузинский народ с огромным воодушевлением встретил Октябрьскую революцию 1917 года. Грузинская интеллигенция окрылилась мыслью о том, что ураган обновления, дыхание современности коснется и коренным образом преобразует театральное искусство. Журнал "Театр и жизнь" замечал по этому поводу: "Сегодня театру больше не подобает говорить на старом языке, пользоваться старыми приемами, старыми красками"*. Многие известные деятели грузинской литературы и театра горячо поддерживали подобное обновление. Особо четкую позицию в этом плане занимали В.Шаликашвили и режиссер А. Пагава, чьи выступления и статьи были преисполнены сознанием необ-
* Театри да цховреба, 1917, № 15 (на груз.яз.).
- 17 -
ходимости обновления.
Грузинский театр встретил февраль 1921 года крайне разложившимся и опустошенным. Репертуар - эклектический, режиссерское и актерское мастерство - в упадке, подорванное с основе внутренними конфликтами... Советской же власти, грузинским коммунистам нужен был активный, боевой театр, что полностью совпадало с заветной мечтой грузинского народа - видеть свой национальный театр восстановленным, обновленным в идейном и художественном плане.
В апреле 1921 года на страницах газеты "Правда Грузии" была опубликована статья под названием "Новый театр". В ней говорилось: "Сдвиги, происшедшие в социальном и политическом мышлении за последние годы, после свершения Октябрьской революции, не возымели должного влияния на театральную жизнь: театр по сей день живет фактически старым репертуаром, не сумел выйти за рамки старых театрально-эстетических форм. Необходимо создать новый театр, который соответствовал бы вкусу нового зрителя"*.
Все эти документы убедительно свидетельствуют о том, с какой остротой встал вопрос о необходимости революционного обновления грузинского театра. Вполне понятно, что мероприятия паллиативного характера (имеется в виду приближение старого репертуара к темам современности), несколько более или менее профессионально-грамотных спектаклей (например, "Измена" А.Сумбаташвили, "Сумасшедший"
Н.Шиукашвили) не могли радикально изменить положение. Надо было обновить труппу, объединить наиболее значительные силы профессиональной режиссуры и на основе нового репертуара оживить весь организм театра. В создавшейся ситуации требовался новатор, реформатор, человек, обладающий большим опытом и талантом, глубоко сознающий всю ответственность своей миссии в этом большом националь-
* Правда Грузии, 1921, 12 апреля (на груз. яз.).