Ви є тут

Эстрадный дивертисмент в кинематографе - как форма городской зрелищно-развлекательной культуры, 1900-1910 гг.

Автор: 
Лопатин Алексей Августович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
195
Артикул:
134021
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ДИВЕРТИСМЕНТ В КИНЕМАТОГРАФЕ.
22
Куплетист - главный герой дивертисмента.
39
ГЛАВА И.ВИДИМЫЙ И СЛЫШИМЫЙ МИРЫ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ
ИЛЛЮЗИИ.
55
1. Музы ка и звукомонтаж в кинематографе.
58
2 Граммофон в кинематографе.
71
З.Кинетофон и кинодекламация.
76
4.иКинороманс".
95
ГЛАВА Ш.КИНЕМА ТО ГР А Ф НА СЦЕНЕ ТЕАТРА. ТЕАТР И ЭСТРАДА В
КИНЕМАТОГРАФЕ.
107
1. Кино-миниатюры.
119
2. Эстрадный артист в кинематографе и киноартист на эстраде
125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
136
БИБЛИОГРАФИЯ
141
ПУБЛИКАЦИИ
156
ПРИЛОЖЕНИЯ
157
3
ВВЕДЕНИЕ
С началом XX века кинематограф стал одним из самых популярных зрелищ в России. После запрещения балаганов в конце XIX столетия городские низы, оставшиеся без этой привычной для них формы развлечения, довольствовались другими формами: садовыми увеселениями, цирковыми программами и др. Стать заменителем балагана должен был кинематограф. Он очень быстро внедрился в быт горожан, превратившись в привычное повседневное развлечение, как для городских низов, так и для средних классов, оказался доступным как по содержанию, так и по цене.
В 1900-1910-е годы в столичных и провинциальных городах России появились сотни, тысячи стационарных и временных залов для демонстрации движущихся картинок - кинематографы, синематографы, иллюзионы, биоскопы, электротеатры, электро-биографы, кино-миниатюры. Кинематограф стал активно завоевывать свое место в ряду других традиционных городских зрелищ и увеселений, продолжавших культивироваться в городе. Вхождение кинематографа в сферу индустрии развлечений происходит, благодаря вниманию тогдашних "королей” зрелищных предприятий, включивших его в систему городских зрелищ сначала как забавный аттракцион, далее как самостоятельный и оригинальный способ передачи визуальной информации, а затем и как не имеющий себе аналогов вид зрелищного искусства.
Но, прежде чем это произошло, кино трудно было обойтись без помощи других искусств: театра, цирка и эстрады. Связи кино с эстрадой почти не изучены. Однако все, кто хотя бы слегка касался этих связей, легко обнаруживали наличие структурного взаимообмена между низовыми зрелищами и «новорожденным» кинематографом.
Объектом диссертационного исследования является рассмотрение феномена эстрадного дивертисмента в структуре кинозрелища двух первых десятилетий XX века в связи с общей системой городской зрелищноразвлекательной культуры. В качестве материала исследования берется Петербург-Петроград. Подобное исследование формы эстрадного дивертисмента в кинематографе предпринимается впервые. Это делается на основе не известного, архивного, не введенного в научный оборот эстрадного репертуара той поры, а также материалов прессы.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые определяется роль дивертисмента в кинематографе как феномена универсальной сценической формы, доказывающей изначальную связь искусства отечественной эстрады с
Число ресторанов, в которых побывал Блок (как, впрочем, и А.П.Чехов) не поддается подсчету. Дивертисментные акробатки, этуали, шансонетки влекли к себе Блока. Приведу одно из самых откровенных его признаний: “10 ноября [1911)... Народу у Дризена мало - Бенуа, А.П.Иванов, Дарский, А.Каменский (!?), Мусина. Аничковы, актеры и актрисы, певицы, какой-то (Пресняков), Андреевский (вечный здесь). Ночь глухая, около 12-ти я вышел. Ресторан и вино... Лихач. Варьетэ. Акробатка выходит, я умоляю ее ехать...”30 Для поэта в тот период (1910-1911) абсолютно чуждыми и неприемлемыми оказались проявления любых “эстетских” и модернистских исканий. Поэтому от “ужаса" идеи “Старинного театра", на собрание деятелей которого он попадает, Блок бросается в омут забытья, который давали рестораны, кафешантаны с их программой "Варьетэ”. Блок, как и подавляющее большинство посетителей подобного рода заведений, шел сюда для забвения и находил его в исполнении эстрадных номеров дивертисмента и в... исполнительницах этих дивертисментных увеселений Эти настроения и “продиктовали” Блоку - недавнему певцу Прекрасной Дамы - совсем другие мотивы, которые ро>здались из атмосферы этого безысходного веселья, возникающего в Питере повсюду “по вечерам над ресторанами”. Лишь однажды Блок отмечает конкретную фигуру исполнителя шантанного дивертисмента, вызвавшую его неподдельный интерес: "15 апреля [1915]... Все слушаю Савоярова да ем в кабаках”51.
Итак, определенная направленность развлечений кафешантанного дивертисмента кое-где была доведена до крайних форм, до разгульного веселья. Кафешантанную эстраду не спасали никакие изобретения, связанные с достижениями технического прогресса (все эти "электрические женщины”, “говорящие головы” и т.д.), ни электричество, ни граммофсн. Не сумел оживить его и кинематограф. С точностью до наоборот эстетика кафешантана стала влиять на кино. Конечно, наиболее явно влияние кафешантана усматривается в характере и заведенных правилах показа эстрадного дивертисмента в кинематографе. Большинство “электрических театров” нельзя было собственно даже и называть "кино-театрами”. Сеансы являлись в них лишь побочным развлечением для приманки публики. "Под маркой кино существовали шантаны, тиры, паноптикумы, кегельбаны и часто еще более сомнительные учреждения. Позднее, когда запретили держать при “иллюзионах" другие,
30 А.Блок Дневник. - М., 1989, С.77. - Далее: БЛОК. ДНЕВНИК
м Александр Блок. Записные книжки. - Л.. 1965, С.260. - Далее: БЛОК. ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ.
19
побочные аттракционы, в кино появился дивертисмент, но, как и следовало ожидать, он мало отличался от прежних увеселений”32. А вот, как описывал подобные увеселения, но в итальянских провинциальных кинематографах Александр Амфитеатров, чью характеристику можно с определенной осторожностью перенести на подобные же кинотеатры в России: “Бесчисленные кинематографы второго сорта... почти всегда соединены с кафешантаном и антракты между картинами сплошь и рядом занимаются номерами шансонеток и куплетов наглейшего бесстыдства, до сквернословия включительно'33. Задолго до Амфитеатрова этот же тип театра описал и А. П. Чехов, который не раз бывал в подобных театриках (в той же Италии), но до появления там кинематографа. В письме к А.Б.Тараховскому от 26 ноября 1899 года Чехов сообщал: "Театры же - учреждения наполовину коммерческие; дайте срок, и они сами начнут расти, как грибы, и на каждой улице будет по театру, именно по такому театру, какой этой улице нужен. Как в Неаполе, например"34.
Влияние шантана не ограничивалось, однако, его прямой экспансией в структуру кинозрелища, особенно явно проявившуюся в дивертисменте. Выше уже отмечалась поразительная схожесть тем, сюжетов и художественного языка раннего кинематографа и кафешантана. Проникновение шантана в кино образно подметил К. И.Чуковский в своем памфлете "Нат Пинкертон и современная литература”. Описывая одну из “сказок кинематографа” (скорее всего одну из кинофеерий Мельеса), действие которой перенесено в подводный мир, он замечает удивительные превращения подводной раковины в цветок розы, а из розы - в прекрасную женщину: “...Эта женщина выбегает из раковины и, опытным шагом этуали, потряхивая бедрами, шествует по дну океана, как по сцене шато-кабака”35. Удивительные превращения на дне морском продолжаются на глазах у изумленного зрителя, перед которым возникают...и другие этуали в обтянутых трико: “ Автору этой пьесы дали
” Лихачев Б.С. Кино в России. (18% - 1926). Материалы к истории русского кино. Часть I 1896 -
1913. - Л., “Academia”, !927,СС. 27-28. - Далее: ЛИХАЧЕВ. КИНО ЪРОССИИ.
Артистический мир, 1912, №5. С. 10. - Из статьи А.Амфитеатрова “О кинематографе”.
м ЧЕХОВ. СС, Т. 12, С. 368.