Ви є тут

Пространственные и декорационные искания К.А. Марджанишвили на русской сцене. 1917-1933 годы

Автор: 
Геташвили Нина Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1984
Кількість сторінок: 
182
Артикул:
134223
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................... 3
Глава I. Этапы пространственных и декорационных исканий К.А.Марджанишвили с 1901 по 1917 год 12
Глава 2. Сценографический образ революционной эпохи
в спектаклях К.А.Марджанишвили ..................... 49
Глава 3. Опыт работы с художниками над созданием
музыкальных спектаклей ............................. 85
Глава 4. Последние спектакли К. А.Марджанишвили ка
русской советской сцене .......................... III
Заключение ................................................... 146
Список использованной литературы..............................167
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Творчество К Д.Марджанишвили занимает видное место в истории режиссерского театра начала двадцатого столетля. Определяющее воздействие К.Марджанишвили оказал на формирование и развитие всего театрального искусства Советской Грузии, у истоков которого он находился. Ме;зду тем кивая практика театра доказывает, что интерес к наследию ведающегося режиссера не угас и поныне, а многие успехи современных грузинских мастеров сцены должны восприниматься не только как результат новаторских исканий, но и как прямое продолжение традиций, которые закладывались в период становления советского театра.Поэтому стремление разобраться в поисках, происходящих в театре сегодня,побуждает вплотную заняться анализом ключевых моментов его развития, а значит вновь и вновь, уже с позиции настоящего* обращаться к творческому наследию КДЛ^арджанишвили.
Выразительной чертой режиссерского мышления Марджанишвили являлось осознание им высокой роли каждого компонента спектакля и острое чувство целого, как результата сложного взаимодействия этих компонентов. Естественно, что в Грузии его реформаторская деятельность затронула весь театральный организм и оказала решающее влияние на всех создателей спектакля: драматургов, режиссеров, актеров, художников, композиторов,хореографов.
По мере того, как в теории и практике современного театра вопросы взаимодействия различных выразительных средств в искусстве, проблемы сценического синтеза привлекают к себе все большее внимание, усиливается и интерес к изучению самого процесса
- 17 -
Ж9Н был подготовиться к восприятию ожидающего его на сцене.
Вторым этапом работы художника в театральном начинании Марджанишвили было его активное участие в подборе актеров в труппу. При пробах В.Симовым заполнялись специальные, в типографии отпечатанные бланки с точной характеристикой внешних данных артистов по следующим признакам: рост, лицо, пластика; в последнюю главу - "замечания" вписывались характерные привычки и особенности актеров при игре, отражающиеся на внешности их. По мнению руководителя театра такое почти криминалилистическое описание было необходимым, ибо любая деталь внешности артиста могла работать на образ, им создаваемый, или, напротив, его разрушать, а от знания возможностей актеров зависала точность выбора их при распределении ролей.
Третий этап сотрудничества худо:шика с театром заключался в участии в подготовке спектаклей, т.е. в работе над декорациями и костюмами.
Знаменательно, что главным художником своего театра Марджанишвили сделал Симова, бывшего на протяжении пятнадцати лет /с 1898 по 1913 г./ до своего ухода в Свободный! театр художником МХТ ..
Первый' же поставленный Марджанишвили в 1901 году в Вятке спектакль показывал, а последующие постановки подтвердили, что жажда сценических перемен в сознании молодого режиссера прочно связывалась с творческим стремлениями и достижениями Художественного театра, о котором, впрочем, в то время он знал еще очень мало. Но знаний этих оказалось достаточно, чтобы избрать имен-
I Впервые Марджанишвили посетил МХТ весной 1904 года. Давали "Вишневый сад" /Марджанишвили К., т.2, с.264/.
-ієно ЮТ своим этическим и эстетическим идеалом. Необходимо отметить, что Марджанишвили обладая достаточно независимым характером и образом мышления, чтобы уберечь свое творчество от слепого копирования. Однако, несмотря на то, что пути их часто расходились, он неизменно сохранял пиетет по отношению к художеств енникам.
Уже в самых первых рецензиях на постановки Марджанишвили особо отмечаются "мелочи" обстановки. Замечаются и "серая низкая комната, загроможденная старой уродливой мебелью, разделенная переборками на клаТушки, в которых живут и маются члены семьи мещанина-маляра",* и стенные часы, которые показывали соот-
о
ветствующее время в каждом акте и "лунообразный маятник, отмеривающий холодно-бесстрастными секундами скучную и однообразную жизнь". Щедрость рецензентов на описание "дертвой натуры" в спектаклях Марджанишвили начала девятисотых годов может быть объяснена тем, что и для самого режиссера обстановка, в которой щютэкало действие пьесы, играла одну из ведущих ролей, а достоверная передача на сцене реалий быта являлась нейтральной постановочной задачей.
Безусловно, режиссер не придерживался доктрины натурализма в чистом виде. Нго симпатии при создании "среды и обстановки" формировались на истинно русской почве. Интуитивно, а затем сознательно он следовал за МХТ в поисках среды-атмосферы. Поэтому вполне закономерным представляется, что в газетной рецензии при описании декораций его первой в Риге постановке /сезон, 1904/
1 "Восточное обозрзниэ", 1903, 30 сентября.
2 "Уфимские ведомости", 1902, 17 сентября.
3 "Восточное обозрение", 1903, 30 сентября.