Ви є тут

Создание современного эстрадного зрелища : принципы художественного оформления

Автор: 
Михайлов Леонид Николаевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278163
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ.............................................................4
ГЛАВА I. Общие проблемы влияния технических средств оформления публичных представлений на динамику развития эстрадного искусства в исторической перспективе
1. Коммерческие зрелищные мероприятия в древнем мире.................9
2. Массовые зрелища в древней Руси и первые театры в средневековой Европе..............................................................13
3. Развитие технологической составляющей театра в эпоху Возрождения и Просвещения.........................................................25
4. Цирковые зрелища и их особенности................................29
5. Пиротехническое искусство........................................33
6. XIX век: звукозапись и развитие индустрии досуга.................36
7. Поп-музыка XX века как фактор ускорения развития эстрадного искусства...........................................................38
8. Эпоха МТУ........................................................41
ГЛАВА II. Эстетические и психологические аспекты технологической составляющей эстрадных массовых представлений
1. Эстрадное искусство и психология массового восприятия............43
1.1 Праздник как феномен, регулирующий жизнь
общества.........................................................43
1.2 Психология общественного восприятия массовых представлений и мероприятий...............................................48
2. Технические средства оформления эстрадных представлений.........53
2.1 Сценические конструкции и напольное
покрытие...................................................53
з
2.1.1 Сценические модульные конструкции.....................53
2.1.2 Крышные системы.......................................57
2.1.3 Сценические напольные покрытия........................60
2.2 Другие конструкции......................................61
2.2.1 Аэростаты - воздушные шары и дирижабли................62
2.2.2 Наземные надувные конструкции.........................63
2.3 Визуальные средства.....................................64
2.4 Пиротехника ............................................67
2.5 Светотехника............................................73
2.6 Лазерная техника........................................80
2.6.1 Лазерная графика......................................82
2.6.2 Объемное лазерное шоу.................................83
2.6.3 Смешанное лазерное шоу................................83
2.7 Генераторы дыма и тумана................................86
2.8 Мультимедиа-шоу.........................................88
2.9 Система безэкранной интерактивной видеопроекции.........91
2.10 Электронные.музыкальные инструменты....................92
2.11 Системы звукоус тения................................98
2.12 Телевидение как фактор влияния и элемент технического оформления современных массовых мероприятий...........109
3. Перспективы развития сценографии массовых представлений в свете современных технологий........................................112
4. Проблемы технического образования в сфере сценографии массовых
представлений...............................................113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................115
БИБЛИОГРАФИЯ................................................119
11
греческий. Более того, посещение театра было бесплатным, одинаково свободным для обоих полов - в театр не допускались только рабы. Многие римские императоры считали театр одной из главных своих вот чин и шли на любые траты, чтобы удивить зрителей роскошью и великолепием: по их приказанию амфитеатры усыпали цветами, кропили ароматными жидкостями, богато украшали. Император Нерон, считавший себя покровителем искусств и более того, гениальным актером и поэтом, пошел дальше других - он велел протянуть над зрителями пурпурный покров, усеянный золотыми звездами, с изображением самого себя на колеснице.
Интересно, что современные архитекторы и специалисты в области акустики восхищаются тем, как были спроектированы римские амфитеатры: при огромных масштабах сооружений (книги и свитки, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, что театр 11омпея был рассчитан на 18 тысяч зрителей, театр в Риме - на 20 тысяч человек, амфитеатр Флавия - в Колизее - на 56 тысяч зрителей) текст, читаемый актером на сцене, был идеально слышен практически в любой точке зрительного зала.
С театром в древнем Риме соперничало другое, куда более массовое развлечение - бои гладиаторов, ведущие свое начало от ритуальных сражений-жертвоприношений пленных. Такие жертвоприношения проводились сначала этрусками, а затем их позаимствовали ассимилировавшие этрусков римляне. Нели театр требовал хотя бы маломальской культурной подготовки, то на гладиаторские бои приходила самая разная, в том числе и невзыскательная публика - но и патриции, безусловно, ими не брезговали.
Бои гладиаторов стали едва ли не первым в античном мире коммерческим зрелищным мероприятием. Дело в том, что высокий спрос на зрелища привел к постановке боев на серьезные профессиональные рельсы. Появились школы гладиаторов, занимавшиеся обучением и организацией выступлений, и первые букмекеры, принимавшие ставки на победу той или иной школы. Вместе с серьезными деньгами, пришедшими в гладиаторские
12
бои, появились и первые зачатки схожего с нынешними института «звезд»: среди массы рабов-гладиаторов, мечтавших о свободе и часто поднимавших восстания (самое известное и отраженное как в исторической, так и в художественной литературе, а также в кинематографе - восстание Спартака (73-71 гг.)) были и те, кто отказывался сходить с арены, даже получив свободу - эти люди предпочитали славу и поклонение публики.
Как свидетельствует современный немецкий историк Гельмут Хефлинг, традиционные гладиаторские поединки «один на один» или «пара на пару» периодически сменялись массовыми битвами на арене. Так, в 46 г. до н.э. Юлий Цезарь «приурочил к своему триумфу сражение двух отрядов, в состав каждого из которых входило по 500 пеших солдат, 300 всадников, а также 20 слонов, на спинах которых в специальных башенках таже располагались вооруженные бойцы». Но, как пишет он же чуть ниже,
«истинной кульминацией всех этих кровавых игрищ были, несомненно, настоящие морские сражения, устраивавшиеся для развчечения толпы. Затопляя огромные пространства, устраивали искусственные озера. На них выпускали корабли со специально обученными гладиаторами... вступавшими в смертельную схватку на воде»2. Первым такую битву - «навмахию» -устроил тот же Юлий Цезарь с участием 1000 матросов и 2000 гребцов: затем традиции следовали и другие императоры Рима: Клавдий, Август, Нерон,
Тит, Домициан, Траян... О навмахии, устроенной Клавдием в 52 году н.э. древнеримский историк Тацит писал: «Клавдий снарядил триремы и квадриремы, посадив на них 19 тысяч человек»3. Эти мероприятия требовали незаурядной технической подготовки: так, например, знак к началу «сражения» подавал серебряный тритон (полубог), поднимаемый при помощи системы механизмов из воды.
Менее масштабные морские битвы устраивались и на цирковых аренах, заполненных водой. Для усиления убедительности на искусственных озерах
2 Г. Хефлинг Римляне, Рабы, Гладиаторы. М, Мысль, 1992. с. 91
3 Там же с. 92