Ви є тут

Драматургия Зинаиды Гиппиус

Автор: 
Носова Юлия Викториновна
Тип роботи: 
диссертация канд. искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
173039
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение.............................................................2
Глава I.
Драматургия Зинаиды Гиппиус в контексте эстетических идей
русского символизма..................................................9
Глава II.
Театральная эстетика Зинаиды Гиппиус.................................28
Глава III.
Пьеса "Святая кровь" (1901)..........................................54
Глава IV.
Пьеса "Нет и Да" (1906).............................................. 81
Глава V.
Пьеса "Маков цвет" (1907)............................................ 104
Глава VI.
Пьеса "Зеленое кольцо" (1914)........................................130
Заключение...........................................................146
Библиография.........................................................157
1
Введение
Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) известна в основном как поэтесса и литературный критик, хотя диапазон ее литературных интересов достаточно широк. Это поэзия и проза, мемуары и дневники, публицистика, литературная критика, драматургия, киносценарии. Ни один из жанров литературного творчества Гиппиус не оставляет без внимания. Зинаида Гиппиус, прежде всего, поэт, хотя поэтическое наследие ее невелико и насчитывает около 400 стихотворений. Гиппиус -драматург, хотя ею написаны только четыре пьесы, одна из которых была создана в соавторстве. Гиппиус - сценарист, но в её арсенале сценариста два киносценария, написанных в нескольких вариантах. Гиппиус -прозаик, на счету которой несколько романов и большое количество произведений малой формы (рассказы, сказки, повести, новеллы).
Театральное наследие 3. Гиппиус остается недостаточно изученным в работах, посвященных драматургии рубежа XIX-XX веков, драматургии театра символизма.
Пьесы 3. Гиппиус были опубликованы в журналах начала XX века1, отдельными изданиями выходила лишь пьеса "Зеленое кольцо"2 в 1916 и 1922 годах. Только в 1990 году увидел свет сборник пьес 3. Гиппиус, а последующее издание пьес нашло свое место в четвертом томе собрания сочинений З.Н. Гиппиус в 2001 году.
1 Пьеса "Святая кровь" впервые опубликована в альманахе "Северные цветы на 1901 год, собранные книгоиздательством "Скорпион". М., 1901; "Нет и Да" - в журнале "Золотое руно", 1906, №7-9; пьеса "Маков цвет" написана в соавторстве с Д.С. Мережковским и Д.В. Философовым, опубликована в журнале "Русская мысль", 1907, №11
2 Пьеса "Зеленое кольцо" написана в 1914 году и впервые опубликована: 3.11. Гиппиус. "Зеленое кольцо". Пг., Огни, 1916
3 Зинаида Гиппиус. Пьесы. Л., Искусство, 1990
2
действительности, не одухотворенной высокой идеей, сводит смысл искусства к банальности и "ненужной правде", обыденности существования. Реалисты в понятных и доступных образах воссоздавали явления, происходящие в жизни. Символисты же считают, что главное предназначение искусства - откликаться на "самые малые движения души", переживания человека. "Ведь если мы выбились из бессмысленной тьмы "чистого" искусства, позитивизма, - то ведь и другие непременно выбьются и поймут..."26, - говорит один из персонажей рассказа 3. Гиппиус "Алый меч". Стремясь повлиять на мировоззрение поколения конца XIX века, поколения, воспитанного в духе позитивизма, безверия, символисты пытаются вооружить человека "обновленной религией", опираясь, в основном, на философско-эстетические труды Шеллинга, Шопенгауэра, Гете, Ницше, Вл. Соловьева и др.
Формирование "нового религиозного сознания" в России в начале XX века приводит Гиппиус к изучению философии не только Ницше, но и увлечению философией Бергсона (много позже, находясь в эмиграции, Гиппиус напишет в дневнике: "О, Бергсон! Все мы вышли из твоей философии"), она интересуется историями религий различных конфессий, в том числе и Буддизмом, но "истинной" религией она считает только Христианство. В "Автобиографической заметке" она напишет, что "полосы абсолютной безрелигиозности у меня не было никогда. Зеленую детскую "бабушкину лампадку" скоро, конечно, заслонила жизнь. Но жизнь, сталкивавшая меня постоянно с тайной смерти, с тайной Личности, с тайной прекрасного, не могла перевести души в ту плоскость, где не зажигаются никакие "лампадки"27.
25 Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д.С. Эстетика и критика. В 2-х тт. Т. 1. М., 1994. С.162
26 Гиппиус 3. Алый меч Н Гиппиус 3. Собр. соч. Т. 3. М., 2001. С. 108
27 Гиппиус 3. Автобиографическая заметка П Гиппиус 3. Собр. соч. Т. 1. М., 2001. С. 526
14
Ведущими темами символизма становятся понятие красоты, проблема личности и индивидуализма, проблема героя, веры, добра, "соборности", национальных идеалов.
Что касается вопроса личности, Мережковский и Гиппиус отходят от традиционной для символистов трактовки индивидуализма как способа самоутверждения личности, ее творческой свободы от окружающей действительности, ее отрицания мира, выливающегося в крайнюю форму "мистического анархизма". Мережковский и Гиппиус, отталкиваясь от идеи Ницше (отрицание в сверхчеловеке всего "человеческого", всего существующего человечества), смещают акценты с "преодоления" на "Воскрешение духа" . Путь развития личности у героев пьес 3. Гиппиус: в постижении Бога, перерождении, в духовной и культурной эволюции. Именно в этом направлении 3. Гиппиус развивает тему пути как духовного преображения, связанного с появлением нового героя, первые "ступени к новой красоте" в большей степени представлены автором в первой пьесе -драме "Святая кровь". Исторические проявления христианской религии и языческих верований тесно переплетены на идейном, внутреннем и внешнем уровнях пьесы "Святая кровь". Героиня пьесы стремится к Богу, к "преображению", проходит путь постижения любви к Богу. В театральных постановках современных драматургов Г иппиус усматривает "пессимистический взгляд на жизнь, человеческую природу, неверие, скорбь", которые, по ее мнению, приводят человека к "нравственному преступлению", к "духовной смерти"29.
"Сопрягая развитие драмы и судьбу героини с телеологией всемирной истории, Гиппиус вводила принцип, ставший в символистской
Муравьева И.Н. Театр в контексте культурно-религиозных воззрений Мережковского // Театральные течения. Сб. ст. К 100-летию со дня рождения П.А. Маркова. М., ГИТИС, 1998. С. 275
29 Гиппиус 3. Цит. по: Пахмусс Т. Чехов в критике Зинаиды Г иппиус // Возрождение. № 176. Париж, 1966. С. 59
15