Ви є тут

Театр короля : театр и театрализация жизни в Швеции времен правления Густава III (1771-1792)

Автор: 
Берлова Мария Сергеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2011
Артикул:
301804
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание:
Введение.................................................................2
Глава I
Театр по велению короля: Придворный театр и театрализация придворной
жизни во времена Густава III.............................................9
Глава П
Перед зеркалом сцены: Театрализация образа короля, национальная сцена и государственная политика Густава ТТТ..................................55
Глава ПТ
Театральные подвиги героя: Театрализация политики Густава III...........88
Глава IV
Драма короля. "Ревнивый неаполитанец" Густава III......................123
Заключение............................................................146
Библиография..........................................................151
ь
Введение
В своих работах российские театроведы редко обращались к истории скандинавской сцены; судьба шведского театра обычно освещалась, начиная только с последнего десятилетия XIX века, времени Августа Стриндберга, то есть веком позже создания шведского национального театра при Густаве III. Актуальность предлагаемого исследования состоит в том, что впервые в российском театроведении исследуется история и проблематика формировать национального театра в Швеции во времена правления короля Густава III (1771-1792). Представлен ранее неизвестный отечественному читателю обширный фактологический материал и приведены обильные цитаты из шведских источников, переведенные автором со шведского и старо-шведского языков.
Эпоха Густава III вошла в историю как "золотой век" шведской культуры и шведского театра, а сам король — как отец-основатель национального театра. Театр Густава III - понятие всеобъемлющее, поскольку помимо придворного театра и национальной сцены, король творил театр повсеместно: в повседневную жизнь двора он ввел ритуалы и церемониал времен правления Людовика XIV; в политике Густав III играл роли великих шведских королей-предшественников - Густава I Васа, Густава II Адольфа и Карла XII; война Швеции с Россией (1788-1790) стала в буквальном смысле слова театром военных действий короля-актера. Автор диссертации исследует не только придворный и национальный общедоступный театры Густава III, но и театр в широком смысле - густавианскую театральную эпоху, включающую театрализацию жизни.
Всевозможные формы зрелищного искусства, такие как празднества, зрелища, карнавалы, балы, маскарады и шествия, существовали во все
тогда, в детстве и юности кронпринца Густава, переживание повседневной жизни как театрального представления было так же естественно, как пение в опере. Здесь стоит заметить, что именно опера являлась главным театральным жанром во второй половины XVIII века, когда эталоном прекрасного были признаны голоса итальянских певцов-кастратов, которые были не редкость, но стоили дорого.
Придворные спектакли времен Лувисы Ульрики отнюдь не заканчивались, когда опускался небесно-голубой занавес театра Дроттнигхолльма, на котором и сегодня изображена Лувиса Ульрика в образе богини Минервы, парящей на облаке в сопровождении двух ангелочков; гирлянда цветов, произрастающая из ее щита, образует вензель, зеркально отображающий инициалы королевы. Придворные спектакли Лувисы Ульрики имели продолжение в жизни, которая в свою очередь воспринималась как театральное действие, о чем наглядно свидетельствует описанное ниже происшествие.
25 августа 1762 года в придворном театре Дроттнингхольма случился пожар. Придворный по имени Кнут Генрик Лсйонхювюд, являясь очевидцем трагических событий, в письме к другому придворному Карлу Ервелю описал произошедшее во всех красках и в тон театральному веку. Согласно автору письма, в этот вечер давали веселую оперу (какую именно, мы не знаем). Зрительный зал был настолько переполнен кавалерами и "кринолинами", что зрители буквально сидели друг на друге. В середине четвертого акта неожиданно раздался хлопок, что в шведском театре XVIII века служило призывом к всеобщему вниманию. На авансцену выбежала оперная примадонна Мадам Баптист и сделала жест, изображавший отчаяние. В зрительном зале никто не поверил, что этот жест не был частью спектакля. Тогда певице пришлось прибегнуть к более решительным мерам и, нарушив конвенцию оперного жара, она
, прокричала во все горло по-французски: "Пожар, спасайся кто может!"
Паника охватила театр.
, Несмотря на реальную угрозу сгореть заживо, королева Лувиса
Ульрика и наследный принц Густав продолжительное время церемонно обменивались любезностями, предписанными строгими правилами придворного этикета, и только после этого покинули зрительный зал. К счастью, никто из них не пострадал.
ЛсЙонхювюд, увлеченно, как будто зритель театрального действия, пересказывая события, замечает: когда языки пламени перекинулись на задник сцены, это был самый прекрасный и равно самый ужасный спектакль (автор письма воздерживается от кавычек). Стало страшно, когда кулисы, объятые пламенем, начали падать, и люди с обожженными і волосами и в обгоревших одеждах метались, перестав узнавать друг друга.
Когда, наконец, Лейонхювюд смог выбраться через боковую дверь в парк, то увидел живую декорацию: все деревья были празднично освещены, пишет он; в это время люди продолжали выпрыгивать из окон театра, кто-то лежал на земле; умирая, кто-то был задавлен и искалечен, по мнению автора, на всю оставшуюся жизнь. Как выяснилось впоследствии, трое сгорели заживо, их останки были найдены» на пепелище придворного театра6.
,* Это письмо шведского аристократа второй половины XVIII века
! свидетельствует о том, как легко старалась грань между жизнью и
театром: даже известие о настоящем пожаре не могло отвлечь зрителей от иллюзии сцены и театрального переживания жизни. Даже в момент смертельной опасности члены королевской семьи церемонно > раскланивались, а автор письма с увлечением наблюдал за трагическими
г
«
6 Bcijcr, Agnc. Slottsteatrama рй Drottningholm och Gripsholm. Stckh., 1940. S. 25-27.
15
i