Ви є тут

Проблемы становления театра европейского типа в Монголии

Автор: 
Батнасангийн Сухээ
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
157
Артикул:
173013
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................3-16
Первая глава. От народных зрелищ до создания первого монгольского театра...........................................................17-54
Вторая глава. Становление и развитие современного профессионального драматического театра (1940-1970 гг.).........................55-90
Третья глава. Монгольский театр в контексте современности 91-133
Заключение..................................................134-143
Библиография................................................144-157
Введение.
Неотъемлемой частью духовной культуры монгольского народа является театральное искусство, имеющее многовековую традицию. Археологические данные, исторические факты, различные театральные элементы, сохранившиеся в народном творчестве, и многочисленные заметки различных путешественников, побывавших в Монголии много веков тому назад, бесспорно свидетельствуют, что Монголия с древних времен имела свои театрализованные зрелища. Специфические особенности традиционного быта, образа жизни монголов в течение многих столетий сохранили черты театра кочевников.
Элементы театрализации имеются в народных играх, обрядах, словесных турнирах. Искусство сказителей - мастеров народного театрального «юртового» искусства (этого своеобразного театра одного актера) является одним из источников национального театра, что было характерно и для других кочевых народов стран Востока.
Развитым видом сугубо монгольского народного театра являются такие формы как песня-диалог, песня-пьеса, представляющие глубинные истоки драматического искусства и его музыкальной ветви.
В религиозных ритуалах существовали примеры использования шаманством и буддийским искусством форм театрализованного представления, ярким примером которого может служить цам. Мистерия пришла в Монголию из Тибета в XVII в.1 и просуществовала до 30-х гг. XX в.2 Это было сложное, противоречивое явление, представляющее собой весьма утонченное и ритуально регламентированное выражение религиозных богослужений, но в то же время, вобравшее в себя и сохранившее многие
1 Энциклопедия Монголия. (Монголын говторхий толь), УБ., 2000, С 1078.
2 Особенно широкую популярность цам приобрел в монастырях Монголии с середины XIX в. Он стал основным выражением тантрических ритуалов и активно развивался, но в результате репрессий 30-х годов полностью исчез. Деятельность по возрождению прерванной традиции цам в начале 90-х гг. была начата по инициативе Гурдавы ренбучн.
3
Также основополагающими источниками данной работы послужили фундаментальные труды по истории Монголии, истории культуры и истории современной монгольской литературы, изданные на монгольском и русском языках, а также история ламаизма, труды, рассматривающие проблемы монгольской эстетической мысли, культуры, литературы, искусства и театра в тесной связи с историческим развитием Монголии.
Вопросы истории монгольского театра затронуты и в трудах таких известных ученых-монголоведов, как Б.Я.Владимирцов, П.Берлинский, Л.К.Герасимович, А.М.Позднеев, Б.Ринчен, Ц.Жамцарано, Н.П.Шастина, И.Л.Жуковская, Г.И.Михайлов, К.Н.Яцковская, Ш.Бира, Ч.Далай, Л.Тудэв, Д.Банзаров и т.д.6
Особенно пристальное внимание уделено истокам театрального искусства монголов в работах ученого и театроведа Э.Оюун. Ценность
п
исследований Э.Оюун заключается в том, что автор на основе детального изучения сохранившихся образцов народного театрального творчества монголов и научного обобщения ценнейших материалов впервые в монголоведении выявила значение народного творчества для развития современного монгольского театрального искусства.
Материалы по религиозной мистерии цам впервые изучила и ввела в
й
научный оборот Н.П.Шастина наблюдавшая эти представления в Урге.
Б. Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азин. УБ., 1974; Оюун Э. Монгольские песни - пьесы. УБ., 1959; Зориг Батсухийн, В.Ц.Найдакопа. Монгольский театр. Первая пол. XIX - нач. XXI вв. Кратки»“! очерк. Москва-Улан-Удэ, 2006; Бира Ш. Из истории монгольской культуры. М., 1988; Уварова Г. Современный монгольский театр. M-J1, 1947.
6 Владимирцов Б.Я. Работы по литературе монгольских народов. М., 2003; Берлинский П. Можольскнй певец и музыкант Ульдзуй - Лувсан - хурчи. Опыт анализа монгольского устного музыкапьно-позтлческого творчества. М., 1933; Герасимович Л.К. Литература МНР (1921-1965) Л., 1965; Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства а Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. Имп. Ак. Наук. Т16. Сиб., 1887; Ринчен Б. Жанр в монгольском фольклоре. УБ., 1959; Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.. 1988; Михайлов Г.И., Яиковская К. Очерки истории современной монгольской литературы. М., 1969; Дачам Ч. Монголия в XI11-Х 1У вв. М., 1983; 'Гудэв Л. Национальное и интернациональное в монгольской литературе. М., 1982.
7 Оюун Э. Народные истоки театрального искусства монголов. Диссертация на соиск. уч. ст. канд. ис-я. М., 1960.
g
Шастинл Н.П. Очерки монгольского театра. «Современная Монголия», 1935, ХеЗ; Религиозная мистерия «Цам» в монастыре Дзунхурс // «Современная Монголия», 1935, №1; Следы примитивных религий в ламаистской мистерии нам. (Исследования по восточной филологии), М., 1974.
14
Вопросам развития актерского мастерства в монгольском театре посвящена работа доктора Б.Зорига9. Исследователь уделил серьезное внимание процессу движения национальной актерской школы от народных форм и самодеятельных творцов до осмысления системы Станиславского и высокого профессионализма.
Серьезным вкладом в изучение истории монгольского театра явились работы видного деятеля культуры, писателя Ч.Лодойдамбы,1 литературоведа
С.Хубсгула11 о специфике национальной драматургии.
Проблемы становления и развития современного монгольского драматического театра, основные тенденции разрешения нынешних
| Л ( ч
трудностей разработаны в трудах И.Майжаргал “ и Н.Ганхуяга .
Известный театровед, автор фундаментального труда по истории монгольского театра С.Дашдондог подробно анализирует отдельные спектакли Академического драматического театра им. Д.Нацагдоржа, выделяя достоинства и недостатки некоторых театральных постановок Государственного драматического театра, осуществленных до 1990 года.1'1 Мы постарались развить достигнутые результаты этого исследования в трактовке специфики театрального процесса Монголии на протяжении нескольких десятилетий.
Помимо указанных трудов предшественников в работе над диссертацией автор использовал материалы собственных бесед и интервью с деятелями монгольского театра и культуры, а также Государственного центрального архива Монголии и Академического драматического театра им.
9 Зориг Б. К вопросу развития актерского искусства в монгольском театре. О г истоков до 1950-х гг. Авторсф. дне. на соиск. уч. ст. канд. ис-я. УБ., 1994.
10 Л одой дамба Ч. Основные идеи и образы современной монгольской драматургии. Дне. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М., 1959.
11 Хубсгул С. Формирование драматических жанров з монгольской литературе (Монголын уран зохиолд жужгийн зохнолмн торол зуйл бурэлдеэн нь). Дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. УБ., (992.
Майжаргал И. Становление и развитие современного монгольского театра. Дис. на соиск. уч. ст. канд. ис-я. М., 1990.
|Г’ Ганхуяг Н. Формирование актерского и режиссерского мастерства в современном драмлшческом искусстве Монголии. (Па примере национального Академического театра драмы 1921 - 1965 гг.) Автореф. дне. на соиск. уч. ст. канд. ис-я. УБ., 2001.
14 ДлшдоидогС. 60-лстняя хроника театра (Жаран жшшйн шастир). УБ., 1996, Т-1,2.
15